Made in Russia: русское — значит качественное
Такой российский бренд считают ключевым госструктуры, призванные развивать отечественный экспорт
По прогнозам специалистов, в России ожидается мощный рост несырьевого экспорта. В Совете Федерации 25 апреля обсудили вопросы формирования системы господдержки экспорта.
Ставка на усиление протекционизма
Структура экспорта является величиной переменной, и сегодня его динамика для России является больше обнадёживающей. На это обратил внимание глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Наш экспорт растёт, и главными потребителями являются Евросоюз и Восточная Азия. Особое внимание уделяется несырьевому экспорту, здесь наиболее перспективный потребитель — огромный рынок стран Азии, где растёт средний класс. Пример — Вьетнам, где несырьевая продукция из России превалирует над сырьевой.
Развитие экспорта, не основанного на продаже сырья, подразумевает увеличение валютной выручки. Успехи же российского бизнеса на мировом рынке — это вклад в образ, репутацию и бренды нашей страны за рубежом. При этом, чтобы продвигать национальный продукт сегодня нужно быть более активным, чем ещё несколько лет назад. В Минэкономразвития утверждают, что на мировом рынке сделали ставку на усиление протекционизма. Стоит такая задача и перед Россией, пусть и период для её решения выбран непростой.
Между тем в Минэкономразвития просят сенаторов подключиться к работе над целым рядом законодательных поправок, которые Госдума уже приняла в первом чтении. Среди них — законопроект, позволяющий микробизнесу, работающему на экспорт, оформлять не таможенную, а почтовую декларацию. Кстати, сегодня, как утверждают в Федеральной таможенной службе, получить «добро» от таможни на экспортный продукт можно за 47 минут — именно столько в среднем требуется на оформление экспортной декларации через Интернет. При этом вместо четырёх документов, наши таможенники требуют лишь два
Между тем замминистра экономического развития Станислав Воскресенский призвал отойти от консервативного подхода к работе в экспортной сфере. «Речь идёт о том, чтобы в России создавалась добавленная стоимость в несырьевом экспорте. Намного выгоднее быть лучше только в одном компоненте, чем продвигать готовый продукт», — считает замминистра.
Он также назвал ключевые меры по развитию экспорта в нашей стране: преодоление внутренних барьеров (таможня, валютное регулирование, налоговый режим) и внешних (торговые соглашения с наиболее перспективными для несырьевого российского экспорта странами), создание системы нефинансовой поддержки экспорта. В МЭР отмечают: понятие экспорта сегодня меняется, в его систему входит, например, создание и организация работы промышленных площадок на территории других стран.
«Мерседесы» катаются в русском масле
Между тем в Совете Федерации ставят вопрос о судьбе закона по поддержке экспорта в РФ. «Нас интересует судьба этого документа. В прошлом году были движения вокруг него, его даже внесли в Правительство. Но сейчас ни о каких планов по дальнейшему продвижению документа нам не известно», — подчеркнул Константин Косачев.
В этой связи остро обсуждается тема торговых представительств России за рубежом. По мнению парламентариев, торгпредства не ищут партнёров и не дают информацию о состоянии и потребностях рынка в той или иной стране. А, например, во многих странах Африки, которые все мировые экономисты позиционируют как наиболее перспективный рынок, российских представителей попросту нет. В профильном Минэкономразвития на это отвечают, что задача сегодня стоит масштабнее — наладить координацию всех правительственных и частных российских торговых домов и компаний за рубежом.
Такой работой должен заниматься специально созданный Российский экспортный центр — структура, которая не является государственной. Один из руководителей РЭЦ Игорь Шлёнский рассказал, что прогнозируется кратный рост увеличения несырьевого экспорта уже в к концу этого года. И сообщил об услуге, которая живо заинтересовала представителей российских регионов: сегодня, заполнив форму в РЭЦ, российскому предпринимателю можно через центр найти себе партнёров за рубежом. Услуга, что очень важно, бесплатная, и ею уже воспользовались более 500 компаний России.
Кроме того, РЭЦ готов брать на себя расходы по получению сертификата международного образца для экспортёров из России. А ключевым брендом, который компания и госструктуры намерены продвигать по всему миру — Made in Ruissia. Это одновременно, как считают эксперты, и «мессэдж» для иностранных потребителей. Вспомнили хорошую историю: в начале 20 века известная впоследствии на весь мир американская компания рекламировала свой бренд так «Наше автомобильное масло так же хорошо, как русское». Сейчас, спустя столетие, в России появилась компания, которая вернула нашу страну на мировой рынок автомобильного масла — не все знают, что знаменитые «мерседесы» предпочитают заливать наше, российское масло.
Всё говорит о том, что потенциал есть, однако цепочка от продукта до его реализации на внешних рынках, безусловно, хромает. По мнению сенатора Сергея Калашникова, нужно использовать тот опыт, который уже есть у других стран и не изобретать велосипед. Так, у Китая в каждом уезде действует комиссия по экспорту — в неё может прийти любой предприниматель, и если его товар будет пригоден для внешних рынков, то все хлопоты и расходы по его продвижению комиссии берут на себя. В наших регионах также нужны такие отделения, как и единая электронная биржа, способная оперативно отвечать на вопрос: где, в какой стране и что сейчас выгоднее всего продавать?
Сенатор Владимир Кравченко предложил создать межкластерные площадки, где регионы могли бы обмениваться удачными практиками экспортной деятельности. Затраты минимальные — вопрос в организационных и координационных ресурсах госструктур.
Для того чтобы предметно разобраться, как работает система поддержки экспорта на региональном уровне, сенаторы из международного комитета 25 мая проведут выездное заседание в Пермском крае. Этот регион имеет большой опыт работы на экспорт. Между тем замглавы комитета Андрей Климов отметил, что нашим парламентариям — и федеральным и региональным — не надо стесняться брать пример с зарубежных коллег, которые на всех переговорах активно продвигают продукцию своих производителей. В частности, есть опыт Бельгии, где количество экспортной продукции на одного жителя в 10 раз больше чем в России. Есть опыт Германии, чьи земли открывают собственные представительства в других странах. Парламентарий сообщил в этой связи о работе над рамочными проектами со странами АСЕАН — согласно им, продукция наших предприятий станет более конкурентной на азиатских рынках.