Станет ли Марин Ле Пен президентом?
23 апреля во Франции пройдёт первый тур президентских выборов
Тема: Выборы президента Франции
Первый тур президентских выборов пройдёт во Франции 23 апреля. По его итогам должны определиться два кандидата, которые в очной схватке во втором раунде будут бороться за кресло в Елисейском дворце.
Претенденты идут вровень
Ко дню голосования четверо из одиннадцати кандидатов в президенты Франции подошли практически вровень. Согласно последним опросам, в первом туре центриста Эммануэля Макрона готовы поддержать 23,5 процента избирателей, кандидату от Национального фронта Марин Ле Пен симпатизируют 22,5 процента, а республиканцу Франсуа Фийону и левому политику, лидеру движения «Непокорившаяся Франция» Жану-Люку Меланшону — 19,5 и 19 процентов, соответственно.
Учитывая опыт предвыборной гонки в США, нужно заметить, что и социология вполне может ошибаться.
При этом важно понимать, что многие избиратели во Франции пока не определились окончательно относительно кандидата, которого они готовы поддержать на выборах. Более того, учитывая опыт предвыборной гонки в США, где вопреки большинству опросов победу одержал Дональд Трамп, нужно заметить, что и социология вполне может ошибаться. Нельзя исключать, что кто-то из французов просто не хочет признавать, что готов голосовать за Марин Ле Пен в силу сформированного вокруг неё СМИ неблагоприятного информационного фона, а кто-то примет решение непосредственно в день голосования уже на избирательном участке.Два на два
Таким образом, накануне первого тура во Франции сложилась весьма нестандартная с точки зрения правящих европейских групп ситуация, когда двум системным политикам (Макрону и Фийону) противостоят два сильных несистемных кандидата (Ле Пен и Меланшон), и это можно назвать одной из главных отличительных черт нынешней президентской гонки.
Это качественно новое обстоятельство даёт основания предположить, что в воскресенье французскому избирателю предстоит голосовать не столько за конкретную программу кандидата, не за его принадлежность к какой-то партии, а по большому счёту за смену или сохранение нынешней политической парадигмы в Пятой республике. Включая такие вопросы, как членство в Евросоюзе, отношения с Россией и НАТО, миграционная политика и тому подобное. С учётом этого ставки на французских выборах как никогда высоки.
Возмутитель спокойствия
В этом контексте самое пристальное внимание сосредоточилось на Марин Ле Пен, которая стала олицетворением вызова, брошенного старым французским элитам. Лидер Национального фронта свою предвыборную кампанию строила достаточно уверенно и по-хорошему дерзко. Регулярные обвинения во всех смертных грехах не сподвигли её к смене взглядов на внутри- и внешнеполитическую повестку. Даже под беспрецедентным давлением она не отказалась от планов переосмыслить целесообразность членства Парижа в ЕС и НАТО. Более того, задекларировав своей целью налаживание связей с Россией, Марин Ле Пен 24 марта посетила Москву, где была принята Владимиром Путиным. Как представляется, такая последовательность во многом укрепила ряды её сторонников, которых, как показали соцопросы, достаточно для попадания во второй тур.
А вот там могут начаться проблемы. Дело в том, что, согласно прогнозам и опыту предыдущих компаний, во втором туре французский избиратель нередко голосует не столько за конкретного кандидата и его программу, сколько против того, кто ему несимпатичен, путём поддержки его соперника. Эксперты предполагают, что такая яркая персона, как Марин Ле Пен, может стать раздражителем слишком для многих напуганных «сказками» о её радикальности. В итоге, скорее всего, свою поддержку лидеру «Национального фронта» по большей части выразят её верные сторонники, тогда как её прямой конкурент получит совокупность оставшихся голосов, которые ему, в общем-то, и не предназначались.
К тому же если по итогам первого тура результат Марин Ле Пен превзойдёт ожидания, то можно с уверенностью прогнозировать, что в оставшиеся до второго тура две недели она станет объектом масштабных и изощрённых информационных атак со стороны СМИ. Нельзя исключать и прямое задействование административного ресурса для того, чтобы не допустить победы несистемного кандидата в борьбе за президентское кресло. Судьба Стросс-Кана не позволяет забывать и об этом инструменте в схватке за власть.
А вдруг?
С учётом этих моментов эксперты прогнозируют поражение Марин Ле Пен во втором туре вне зависимости от того, с кем ей предстоит бороться. Однако если назревшая во Франции и в Европе в целом актуальность перемен и корректировки политического курса в соответствии с современными вызовами будет осознана французскими избирателями, вполне допустимо, что Марин Ле Пен всё-таки въедет в Елисейский дворец, где получит возможность реализовать своё видение будущего Пятой республики.
Начнём с того, что впервые действующий президент отказался идти на второй срок. В основном глава государства, как правило, пытался переизбраться. Франсуа Олланд вполне логично не решился рисковать, учитывая свой очень низкий рейтинг.
Ещё одной специфической чертой можно назвать то, что две основные французские политические партии — социалисты и республиканцы накануне президентской гонки оказались в довольно сложном положении, и это предопределило выдвижение ими в качестве кандидатов не раскрученных фаворитов, а, скажем так, «тёмных лошадок» — Бенуа Амона и Франсуа Фийона. Данное обстоятельство продемонстрировало наличие в обществе сильных антиэлитистских настроений, усталость от одних и тех же политиков, сложившейся политической системы, включающей лоббизм, и оказало влияние на содержание и ход всей избирательной кампании.
Победа двух неожиданных кандидатов от вышеупомянутых политических сил на партийных праймериз наложилась на очевидное усиление крайних полюсов французского политического спектра. Успехи правых были подтверждены соцопросами, которые показали, что Марин Ле Пен — серьёзный претендент на президентское кресло, имеющий все шансы попасть во второй тур.
Применительно к левым силам, уже сейчас можно констатировать высокую эффективность кампании Жан-Люка Меланшона, который с 19 процентами рейтинга обошёл социалиста Бенуа Амона, также играющего на этой стороне электорального поля.
Выдвижение Франсуа Фийона, опирающегося на право-католический электорат, и Бенуа Амона, выражающего интересы, отличные от леволиберальной политики Франсуа Олланда и Мануэля Вальса, по сути, очистили поле в середине политического спектра. Этим очень ловко воспользовался Эммануэль Макрон — представитель нового поколения французских политиков, который построил свою агитационную риторику на том, что он и не правый, но и не левый. Называя себя прогрессистом и глобалистом, он сумел привлечь на свою сторону как умеренно правых, так и умеренно левых, став для них своеобразной компромиссной фигурой.
Вообще же специфика нынешней предвыборной гонки во Франции позволяет говорить о возможном кризисе политической системы государства. Однако необходимо уточнить, что «кризис» в данном случае не имеет очевидного негативного подтекста и должен рассматриваться, как появление наряду с проблемами новых возможностей.
В последнее время во Франции стали всё чаще говорить о том, что действующие ныне структуры Пятой республики, внедрённые ещё в 50-е годы прошлого столетия, теряют свою эффективность и не соответствуют изменившимся реалиям современности. Поэтому уместно прогнозировать проведение в обозримой перспективе реформ партийной и государственной систем, чтобы адаптировать их к нынешним условиям.
Конкретные контуры этих изменений пока представить сложно, однако сейчас в политических и экспертных кругах всё активнее циркулирует мысль о Шестой республики, идея которой, правда, пока чётко не сформулирована — разные силы вкладывают в это понятие свой смысл.
Скорее всего, форма президентской республики сохранится, но не исключено, что отдельные элементы системы будут меняться. Ведь в контексте президентских выборов нельзя забывать, что сразу после них будет формироваться новый парламент. В результате этого новый глава Пятой республики, кто бы ни занял это кресло, скорее всего, парламентского большинства не получит, за исключением, пожалуй, Фийона. А вот это уже станет качественно новым состоянием для Франции — гипотетическое противостояние президента и парламента может вылиться в блокировку президентских инициатив и в торможение реформ, которые новый президент решит провести.
Основные претенденты
Эммануэль Макрон:
Рейтинг — 23,5 процента
Что говорит
О России — «Россия — страна с великим народом, культурой и историей»
О Евросоюзе — «Моим приоритетом будет защита Европейского союза и интересов граждан ЕС»
Марин Ле Пен:
Рейтинг — 22,5 процента
Что говорит
О России - «Русские — это великий европейский народ на востоке континента»
О Евросоюзе - «ЕС подорвал суверенитет Франции, притесняет нашу экономику и мешает нам защищать самих себя»
Франсуа Фийон:
Рейтинг — 19,5 процента
Что говорит
О России — «Мне совершенно очевидно, что не может быть достигнуто устойчивого мира на планете без ведения диалога с Россией по вопросам безопасности»
О Евросоюзе — «Франция должна стать «первой державой» Евросоюза, возглавить его»
Жан-Люк Меланшон:
Рейтинг — 19 процентов
Что говорит
О России — «Я не собираюсь быть частью хора буйнопомешанных, которые надеются на конфликт с Россией. Я выступаю за мир»
О Евросоюзе — «Считаю, что Франции следует выйти из всех основополагающих договоров Европейского союза».