Референдум в Турции может взорвать Европу и надломить НАТО
Эскалация миграционного кризиса, мощный удар по туризму, окончательный крест на вопросе вступления Турции в Евросоюз — это только часть его последствий
Дата 16 апреля, возможно, станет началом тектонических сдвигов в политической ситуации в Европе. В этот день, как известно, в Турции пройдёт конституционный референдум, сам факт и суть которого Евросоюзом, мягко говоря, не приветствуется.
Всего через пять дней мир узнает предварительные, но уже близкие к окончательным результаты этого плебисцита. Если большинство проголосовавших одобрят пакет из 18 поправок к турецкой конституции, то президент страны фактически станет избираемым и лишь слегка ограниченным парламентом султаном.
Перетряска государства
Например, президент получит право назначать одного или нескольких вице-президентов (так сказать, визирей), назначать и отстранять министров, назначать референдумы, вводить чрезвычайное положение. К президенту перетечёт ещё ряд полномочий парламента.
Состав парламента будет увеличен с 550 до 600 депутатов. Срок полномочий парламента увеличится с четырёх до пяти лет, парламентские и президентские выборы (очередные или досрочные) будут проводиться в один день раз в пять лет. Однако право депутатов допрашивать министров будет отменено, депутаты не смогут привлекать министров к ответственности и требовать от них принятия распоряжений.
И самое интересное, что ввиду обновления конституционного устройства страны лицо, избранное президентом на очередных выборах в 2019 году, будет считаться избранным на первый срок. Вопрос, примеривает ли эту схему действующий президент Реджеп Эрдоган на себя, можно считать риторическим.
Надо сказать, что конституционные поправки предусматривают и абсолютно демократические меры. Возрастной ценз кандидатов на выборы в парламент снижается с 25 до 18 лет, отменяется условие о необходимости прохождения кандидатами военной службы. Отменяются военные суды. Теоретически расширяются возможности прямой плебисцитарной демократии. Однако общая направленность предложенных перемен не вызывает сомнений: это решительное усиление полномочий и возможностей первого лица государства.
Крест на Турции в ЕС
Евросоюз устами своих ведущих политиков давно дал понять, что, мягко говоря, не разделяет этих идей. Март этого года был отмечен серьёзнейшими скандалами руководства ряда европейских стран с руководством Турции. Франция допустила свободную агитацию перед референдумом турецких политиков на своей территории, а вот голландское и германское правительства поставили этому процессу решительный заслон. Правительство премьер-министра Нидерландов Марка Рютте запретило прилёт главы турецкого МИД Мевлюта Чавушоглу в Роттердам. Позже власти не позволили министру по делам семьи Фатме Бетюль Сайян Кайе попасть в здание турецкого консульства в этом городе, а затем выдворили её на границу с Германией. Не допустило на своей территории турецкой агитации и правительство Германии.
Знаете, почему Турция не может вступить в Евросоюз уже 54 года? Причина ясна: ЕС — это христианский союз.
Эрдоган обвинил немецкое правительство в применении «нацистских методов», а правительство Нидерландов — в «нацизме и фашизме». В начале апреля, выступая на митинге в Бурсе, он заявил, что Евросоюз не хочет видеть в своём составе Турцию только потому, что 99 процентов населения республики — мусульмане. Позже он повторил подобное с трибуны митинга в Анкаре. «Знаете, почему Турция не может вступить в Евросоюз уже 54 года? Причина ясна: ЕС — это христианский союз». Оставим в стороне вопрос, насколько секулярная Европа, поставившая отдельные права личности выше священных ранее законов, является «христианским союзом». Однако замечание Эрдогана о боязни в Европе ментально чуждого турецкого контингента совершенно оправданны. Несмотря на то что турки, как известно, интегрируются в европейскую жизнь куда лучше, чем арабы, и становятся типичными законопослушными гражданами многих стран ЕС, особенно Германии.Так или иначе, но турецкий референдум, при его положительном для Эрдогана исходе, похоже, закроет вопрос вступления Турции в Евросоюз. Европейские политики, несомненно, ещё раз скажут о «росте авторитарных неевропейских тенденций» и воспользуются им как «удобным случаем». А это может заставить весьма импульсивного Эрдогана пересмотреть обязательства перед Евросоюзом в части удержания беженцев в турецких лагерях за европейские субсидии. Конечно, коммерчески выгоднее будет поднять цену и не ссориться с Евросоюзом, куда идёт ровно половина турецкого экспорта. Однако напомним, что Эрдоган уже несколько раз угрожал Европе разрывом соглашения о мигрантах. Турция откроет границы с ЕС для беженцев, если тот продолжит недружественную политику, заявил Эрдоган не далее как 25 ноября в ответ на резолюцию Европарламента о приостановке переговоров о вступлении Турции в ЕС.
Очевидно, что накал страстей между ЕС и Турцией после 16 апреля не только не ослабнет, но и грозит беспрецедентно усилиться. А в этой ситуации от турецкого лидера можно ждать чего угодно. Его асимметричные ответы на политические вызовы часто отдают каким-то Средневековьем. Так, в течение всего трёх дней после попытки государственного переворота 15-16 июля 2016 года были отозваны лицензии 21 тысячи учителей частных школ, а совет по высшему образованию потребовал увольнения 1577 деканов в частных и государственных вузах. Это не считая увольнения тысяч чиновников, полицейских, военных, судей. Понятно, что всё это — внутреннее дело Турции, однако эти меры вызвали оторопь во многих странах мира и стимулировали, в частности, вышеназванную резолюцию Европарламента.
Шпагат Украины
В крайне неловкую ситуацию может попасть уже 17 апреля украинское руководство. Провозгласив «европейский выбор» страны, оно одновременно давно пытается выстроить союзнические политические и тесные экономические отношения с «соседом по Чёрному морю», в том числе и на почве неприятия Турцией вхождения Крыма в Россию. И при росте напряжённости отношений Турции с ЕС оно вынуждено будет встать на шпагат на этих разъезжающихся стульях.
Впрочем, украинское руководство на первых порах может «не заметить» грядущей резкой полемики сторон, и, скорее всего, так и сделает. Хуже для Украины будет, если Турция и ЕС решат ввести какие-либо взаимные санкции в политической или экономической сфере.
Надлом НАТО
Однако наиболее пострадавшей и поставленной в неудобное положение стороной может стать Северо-Атлантический блок НАТО. Некогда официально провозглашенный, как военно-политический «союз демократий против тоталитаризма», он за 65 лет членства Турции «стерпел» три «жёстких» и один «бархатный» (в 1997 году) военных переворота в этой стране. Однако практически все те перевороты осуществлялись светски и секулярно настроенными военными и имели цель усиления роли армии. А последний переворот 1997 года был фактически направлен на поддержку светских начал Турецкого государства против попыток его исламизации в премьерство Нетжметтина Эрбакана и исполнение «заветов Ататюрка».
Руководителям НАТО на какое-то время может хватить то ли такта, то ли цинизма «не замечать» турецких трансформаций.
Конечно, в сохранении обществом своих вековых религиозных начал нет ничего дурного, и это, напротив, позитивно. Однако исторический опыт многих стран показывает, что государственное управление вопросами взаимоотношений человека и Всевышнего способно привести к опасной узурпации, наносящей удар самим религиозным началам.Сегодня политики и аналитики НАТО совершенно чётко понимают, что политические процессы в Турции, особенно после попытки военного переворота в июле 2016 года, идут к исламизации государства и подчинению его воле одного лица. А это для НАТО неприемлемо и повышает риски непредсказуемости политики Турции, которые и так всегда считались в НАТО весьма высокими.
С одной стороны, руководителям НАТО на какое-то время может хватить то ли такта, то ли цинизма «не замечать» турецких трансформаций. Подобно тому, как и турецкое руководство притормозило требования к США о выдаче проповедника Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого в организации «параллельного государства» и попытки переворота. Юго-восточный фланг сегодня для НАТО важен как никогда ранее, и это совершенно очевидно. Однако что будет в случае системного и неприлично неприкрытого отхода руководства Турции от атлантической модели демократии — остаётся только гадать. Стремление «сделать Турцию снова великой» может очень скоро вступить в противоречие с воззрениями на мир американских и европейских стратегов. Ну и общественное мнение стран НАТО тоже совсем уж игнорировать будет нельзя.
Впрочем, ждать развития этого сюжета остаётся совсем недолго. С высочайшей вероятностью, референдум 16 апреля обречён на успех для Реджепа Тайипа Эрдогана.