Платной рыбалке сказали «давай, до свидания»
Однако в противостоянии любителей-рыболовов и арендаторов водоёмов наметился проигравший
В апреле Правительство планирует внести в Госдуму поправки в проект закона о любительском рыболовстве, которые оставят не у дел многочисленных арендаторов российских рек и озёр и позволят гражданам бесплатно сидеть с удочкой в местах традиционной ловли рыбы.
Для начала следует напомнить, что многострадальный проект закона о любительской рыбалке был принят в первом чтении ещё в 2013 году, но так и завис в Госдуме из-за неразрешимых противоречий между законным правом рыболовов-любителей на доступ к объектам общенародного достояния и не менее законными интересами бизнеса, легально взявшего эти объекты в аренду у государства. Все эти годы на площадках разных уровней шли острые споры, ломались удочки и трещали снасти, пока в кабмине не решились рубануть по гордиеву узлу, который они сами же некогда завязали.
Куда податься рыбаку?
Вряд ли в начале двухтысячных, когда принимался Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», его авторы из профильных правительственных ведомств представляли, к чему приведёт идея учредить на наших водных просторах новый институт — рыбопромысловые участки (РПУ). Другими словами, каждый желающий мог взять в аренду понравившуюся акваторию (или её часть) практически любого отечественного водоёма. В своих владениях организатор был в праве заниматься либо товарным разведением рыбы, либо организовывать платную рыбалку, попутно гоняя браконьеров и восстанавливая «биоресурсы» рек и озёр. То есть делать то, до чего у государства фактически не доходили руки.
Процесс пошел семимильными шагами и, как у нас водится, во многом стихийно. К 2011 году во многих регионах арендаторы «прихватизировали» сотни гектаров водной глади, огородились заборами и стали гнать в шею всех непрошеных гостей с удочками. Люди уже не могли свободно рыбачить там, где они рыбачили испокон века.
«Например, в Татарстане группа чиновников через подставных лиц забрала половину акватории Волги, протекающей по территории республики, — рассказал «Парламентской газете» председатель общественной организации «Астраханская туристическая лига» Дмитрий Желясков. — Из 200 километров реки «заштриховали» 109 вёрст. Причём это участки от берега до берега и в границах населённых пунктов — Казани и Зеленодольска. Простому человеку просто не оставили альтернативу, куда можно было бы поехать и бесплатно закинуть удочку. Людей загнали в угол, и они, конечно, вышли на улицу».
Свободно и бесплатно
Результатом народных возмущений, которые в 2011-м прокатились по всей стране, и стал проект закона о любительском рыболовстве. Однако первоначальный вариант документа не удовлетворил экспертов и рыболовов-любителей, коих в стране, по некоторым оценкам, насчитывается до 25 миллионов человек. «Механизм выделения рыбопромысловых участков сохранялся, что не решало проблему», — пояснил «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Новый закон ждут миллионы россиян: он должен обеспечить конституционные права граждан на свободный доступ к природным ресурсам.
Для реализации поручения президента, данного в декабре 2016 года, Минсельхоз разработал проект поправок. Их активно обсуждали в Общероссийском народном фронте, в профильном комитете Госдумы и в Правительстве. Основная новация документа — ликвидация института рыбопромысловых участков, на которых процветала платная рыбалка.«Все арендные соглашения будут расторгнуты 31 декабря этого года. Для районов Севера, Дальнего Востока и Сибири рыбопромысловые участки сохранятся до окончания срока договоров аренды, — сказал Николаев. — Новый закон ждут миллионы россиян: он должен обеспечить конституционные права граждан на свободный доступ к природным ресурсам, упорядочить организацию любительского рыболовства с соблюдением экологических интересов страны».
Таким образом, новая редакция «закона о рыбалке» закрепляет право граждан рыбачить на общедоступных водоёмах России свободно и бесплатно. Платной рыбалка может быть только на прудах и обводнённых карьерах, где занимаются выращиванием рыбы.
Что будет с арендаторами?
А вот ответ на этот вопрос, как и в случае с судьбой рыболовов-любителей в 2008-м, никого, исходя из новых поправок, не интересует. Допустим, часть договоров аренды так или иначе заканчивается к 2018 году, их просто не будут пролонгировать. Но как быть с теми предпринимателями, которые арендовали водоемы или части водоемов на более длительный срок? Напомним, максимальная продолжительность аренды по закону 25 лет. Поправки Правительства эту категорию арендаторов, увы, никак не выделяют.
Между тем, многие «собственники» водоёмов серьёзно потратились на создании инфраструктуры, так как это одно из условий участия в конкурсе. Арендаторы, рассчитывая на многолетние барыши от цивилизованной коммерческой рыбалки, инвестировали огромные средства для покупки спецтехники, чтобы привести акватории (и берега) в порядок. С чем же они теперь останутся?
«В 2011 году я выиграл конкурс на получение РПУ №114 (Озернинское водохранилище целиком — прим.ред.), вложил в обустройство минимум 200 миллионов рублей, а сейчас стою на пороге банкротства, - рассказал о своей беде предприниматель Андрей Попов.
По его словам, рядом с Озернинским находится бесплатное водохранилище, но туда люди не едут, потому что удочку там не забросить без риска остаться без снастей — везде сети. Рыбнадзор не в состоянии справиться с браконьерами. А у арендатора всё культурно и чисто, при этом суточная путёвка на любительскую рыбалку стоит 300 рублей, а пенсионеры и инвалиды могут рыбачить бесплатно.
«Мы запустили в водохранилище 15 тонн малька карпа, регулярно убираем горы мусора, которые оставляют после себя рыбаки, чистим дороги от снега зимой — все акты у меня сохранены, — перечисляет арендатор. — А прибыль минимальная. Не совру, если скажу, что за год редко набегает более 200 тысяч рублей. А если договор аренды аннулируют, мы станем банкротами. Весь персонал останется без работы».
Бизнесмен не скрывает своего крайнего разочарования: с одной стороны в Правительстве говорят, что приветствуют инвестиции, но как после этого инвестор может верить благим приветствиям?
По словам главы профильного думского комитета Николая Николаева, ликвидация РПУ — это принципиальное решение кабмина. «К сожалению, у нас было много рыбопромысловых участков, куда арендаторы даже не вкладывали средства, но деньги за рыбалку брали, — отметил он. — Тем не менее, ещё есть время, чтобы подумать о подводных камнях предлагаемых новшеств в этой сфере. Решение будет сбалансированным, с учетом интересов и предпринимателей, и рыболовов-любителей».
Как считает, член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Михаил Щапов, можно предусмотреть компенсацию за разрыв долгосрочных договоров аренды водоемов.
«Конечно, есть те, кто просто занял участок и теперь наживается на людях. Но есть ведь и арендаторы, которые заботятся о территории, вкладывают средства в очистку водоема, в разведение рыбы и честно предоставляют услуги рыбакам. У них возникнет совершенно закономерный вопрос о компенсации стоимости аренды и вложенных средств. Логично предусмотреть компенсации для законопослушных предпринимателей за счет бюджета», — говорит Щапов.
По мнению же главы думского комитета по аграрным вопросам Владимира Кашина, владельцам РПУ следует дать возможность сохранить свои участки до окончания срока договора. «Думаю, ничего страшного не случится, если мы установим некий переходный период и проведём среди арендаторов соответствующую разъяснительную работу», — пояснил он «Парламентской газете».