Финансовая разведка проследит за сомнительными сделками
Насколько эффективна российская система борьбы с незаконным оборотом средств, должны выяснить международные эксперты
На «правительственном часе» в Совете Федерации руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин рассказал, что главной задачей в этом году стала подготовка к проверке возглавляемого им ведомства со стороны Международной группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом особенное внимание уделяется взаимодействию с банковской сферой.
К России могут отнестись предвзято
По словам Юрия Чиханчина, в результате совместной работы с Центробанком, ФСБ и МВД удалось пресечь деятельность 12 площадок с теневым оборотом в 63 миллиарда рублей. Для бюджета и иных участников экономической деятельности сохранили 130,8 миллиарда рублей. Возвращено из незаконного оборота 47,4 миллиарда рублей, пресечено обналичивание более 11,5 миллиарда. По экономическим статьям вынесено более 500 обвинительных приговоров, 100 дел связаны непосредственно с отмыванием денег. На первом месте — преступления в кредитно-финансовой сфере, дальше следуют госзакупки.
Служба ведёт работу по борьбе с финансированием терроризма. В рамках СНГ действует межправительственная евразийская группа по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Проводится операция «Барьер», в рамках которой в 2016 году удалось выявить порядка 1500 лиц, причастных к финансированию террористических группировок.
В законодательном плане «антиотмывочная» система в России отвечает всем международным стандартам. Она лучше, чем, например, в США. За последние три года принято 17 законов в этой сфере. Но правоприменительная практика страдает. Глава Росфинмониторинга сказал, что в 2018 году Россию ожидает проверка Международной группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
Если до недавнего времени взгляд на Россию носил технический характер и организация проверяла полноту законодательства, то теперь наша страна должна продемонстрировать эффективность законов — как действует механизм противодействия отмыванию средств на государственном уровне.
По словам Чиханчина, при оценке ФАТФ ставит основным критерием уровень защищённости финансовой системы страны и уровень экономики в целом. «Национальная антиотмывочная система должна блокировать преступные доходы, изымать и конфисковывать их», — сказал Чиханчин. Большинство государств, пройдя оценку ФАТФ, были вынуждены констатировать недостатки своей системы противодействия отмыванию средств, включая США. Глава службы подчеркнул, что при подготовке к проверке нужно учитывать предвзятое отношение мирового сообщества к России. Как и в случае с антидопинговыми проверками, здесь возможны необоснованные обвинения.
Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Анатолий Широков спросил, какие изменения надо внести в действующее законодательство, чтобы Россия успешно прошла проверку? Глава службы ответил, что в первую очередь необходимо криминализировать деятельность по реализации оружия массового поражения. Понадобится также внести ряд изменений в антиотмывочное законодательство. Но в целом законы нашей страны соответствуют требованиям ФАТФ.
ЦБ составит список «сомнительных клиентов»
Одним из основных элементов борьбы с незаконным финансовым оборотом являются кредитные организации. По словам заместителя директора Росфинмониторинга Павла Ливадного, на сегодняшний день главная задача службы совместно с коллегами из Центробанка и других надзорных органов — работать с банками, которые должны понимать риски, связанные с незаконными финансовыми операциями. Сейчас банкам дали возможность не пускать сомнительные средства в экономику страны. Они имеют право отказать клиенту в проведении операции, расторгнуть соглашения. Только в 2016 году отказано 350 тысячам клиентов, что позволило не уйти в тень 300 миллиардам рублей.
«Если банк отказал клиенту необоснованно, каковы штрафные санкции?» — поинтересовался член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Олег Цепкин. Такие штрафы пока не установлены, а если есть ошибка, клиент может обратиться в службу и оспорить отказ банка. Юрий Чиханчин подчеркнул, что 80 процентов юридических и физических лиц, которым отказали в проведении финансовых операций, не пришли в банк повторно, а значит, отказ был мотивированным. С 1 апреля Центробанк будет систематизировать сведения о «сомнительных» клиентах и рассылать этот список в кредитные организации.
Также Росфинмониторинг запустил для кредитных организаций проект «личного кабинета».
- Банки могут посмотреть на себя глазами надзорного органа, — пояснил Чиханчин. — Сейчас подключились около 30 тысяч заинтересованных пользователей, в том числе адвокаты, аудиторы, юристы. Это дало обратную связь и возможность получить дополнительную информацию о новых рисках.
Эта система позволяет органам финансовой разведки осуществлять дистанционный контроль за пользователями, снижает коррупционные риски. Кроме открытой части, в системе «личного кабинета» Росфинмониторинга есть два раздела, позволяющие увидеть вовлечённость в теневые схемы и показывающие причастность к криминальному бизнесу. Чтобы «личный кабинет» заработал в полную силу, нужно в законодательном порядке обязать кредитные организации войти в эту систему.
Мошенники изобретают новые схемы
Финансовая разведка за последние годы сделала огромный шаг вперёд и вошла в число лучших в мире, прокомментировала доклад главы Росфинмониторинга спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По её словам, служба использует в своей работе все современные технологии, благодаря чему удаётся возвращать в бюджет существенные средства. Но сенаторы отметили, что и мошенники не отстают, используя всё новые схемы.
В последнее время активно используется судебная система — когда два юрлица соглашаются в суде, что один должен другому, и эти деньги переводятся за рубеж.
Зампред Комитета Совета Федерации по Регламенту Владимир Полетаев подчеркнул, что такие технологии, как криптовалюта, несут в себе как элементы прогресса, так и новые вызовы. Он спросил, готовятся ли законодательные инициативы по противодействию таким рискам. Юрий Чиханчин ответил, что самая главная проблема — идентификация: надо чётко понимать, кто и каким образом проводит финансовые операции. Если нет такой возможности, это идёт вразрез с интересами Росфинмониторинга и ФАТФ. Сегодня вопросы контроля за новыми технологиями прорабатываются совместно с Генпрокураторой и законодателями, но пока нет понимания, как отрегулировать эту сферу, признался чиновник.Говоря о противодействии оттоку капитала, глава Росфинмониторинга сказал, что здесь нужно объединять усилия банков, правоохранительных органов, финансовой разведки, международных организаций.
- Преступный мир иногда опережает нас и выходит с новыми видами операций и преступлений, — посетовал директор Росфинмониторинга. — В последнее время активно используется судебная система — когда два юрлица соглашаются в суде, что один должен другому, и эти деньги переводятся за рубеж.
Таким образом из России вывозят десятки миллиардов рублей. Юрий Чиханчин сообщил, что на площадке ФАТФ создана рабочая группа, которая позволила выявлять международных финансовых посредников. Одной стране решить эти проблемы невозможно, потому что преступники используют пробелы в законодательстве нескольких стран и выискивают благоприятные маршруты для оттока капитала.