Наблюдатели хотят получить больше прав
В Госдуме может быть создана рабочая группа по совершенствованию законодательства об общественных наблюдательных комиссиях
Принятый в 2008 году закон об общественном контроле в тюрьмах оправдал себя с точки зрения защиты прав человека. Но систему нужно совершенствовать, считают депутаты и правозащитники. Особенно это касается методов формирования общественных комиссий.
Наблюдателем может стать не каждый
Открывая «круглый стол» по деятельности ОНК, председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций Сергей Гаврилов заявил, что эффект от деятельности общественных наблюдательных комиссий в местах лишения свободы очевиден. «Закон способствовал гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного производства и усилил взаимодействие всех институтов, обеспечивающих реализацию законодательства в этой сложной сфере», — сказал депутат. Он подчеркнул, что при совершенствовании законодательства в этой сфере нужно понимать специфику работы учреждений ФСИН. На рассмотрении Госдумы находится законопроект о формировании общественных наблюдательных комиссий.
Инициатива была разработана Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Глава совета Михаил Федотов отметил, что правоприменение закона об общественном контроле выявило его несовершенство. Правозащитники предложили ряд нововведений в законодательство. Например, они считают, что решения от кандидатов в ОНК должен принимать совет Общественной палаты при участии представителей СПЧ и уполномоченного по правам человека в России. Сейчас членом комиссии может стать гражданин, кандидатуру которого предложила общественная организация. Он не должен иметь судимости или двойного гражданства, но при этом должен быть гражданином России.
Кто будет финансировать ОНК?
Участники «круглого стола» считают, что нужно также проработать вопрос о материальной поддержке ОНК. В законе говорится, что организации, которые выдвинули членов комиссий, вправе оказывать им поддержку. На самом деле никто не финансирует ОНК и у них нет ни помещений, ни транспорта. Помогают, по словам Федотова, только некоторые губернаторы, которые понимают значение общественных наблюдательных комиссий. «Мы же не можем допустить, чтобы ОНК финансировались из каких-то других источников, в том числе из криминальных, — сказал правозащитник. — Для криминалитета возможность проникнуть в систему исполнения наказаний огромное дело, и они к этому стремятся всеми силами».
Для криминалитета возможность проникнуть в систему исполнения наказаний огромное дело.
Законодателям и правозащитникам предстоит подумать, что может сделать государство, чтобы поддержать ОНК. В ходе «круглого стола» прозвучали предложения, что помещения для комиссий могут предоставить региональные общественные палаты или заксобрания. Михаил Федотов предложил создать при Комитете по развитию гражданского общества рабочую группу, которая займётся детальной проработкой поправок к закону об общественном контроле.Полномочия наблюдательных комиссий нужно расширить
Первое — это чистота кадров, второе — дать полномочия членам ОНК. Об этом сказал первый зампред комитета, депутат от ЛДПР Иван Сухарев, который согласился, что статья о финансировании не работает. Он также предложил дополнить перечень полномочий ОНК правом посещения психиатрических клиник, куда людей зачастую забирают насильно и безо всяких оснований. Депутат подчеркнул, что представителям комиссий не дают проверять транспортные средства, в которых перевозят обвиняемых и заключённых, не пускают в конвойные помещения судов, отдельные помещения участков полиции. Он считает, что проверки ОНК, так же как и посещения депутатами тюрем и колоний, прежде всего носят профилактическую функцию. Да и сами заключённые видят, что государство и общественные организации заботятся о том, чтобы их содержали в нормальных условиях. «Если в местах лишения свободы нарушаются права человека, то заключённые выходят оттуда озлобленными и переносят свою злобу на власть», — сказал Иван Сухарев.
Первый замдиректора ФСИН Анатолий Рудый назвал новации, предложенные Сухаревым, крайне спорными, так же как предложение наделить членов ОНК правом осуществлять фото- и видеосъёмку заключённых. Председатель ОНК по Санкт-Петербургу Александр Холодов считает, что здесь надо брать пример с других стран. Там нельзя фотографировать замки, ключи, забор и всё, что касается безопасности. Оговариваются и цели съёмки.
Сейчас в Госдуму поступает много обращений, связанных с содержанием в тюрьмах, сказала первый заместитель председателя Комитета по международным делам Светлана Журова, которая пришла в Госдуму в звании подполковника ФСИН. Она уверена, что надо более плотно работать с региональными комиссиями и более тщательно следить за соблюдением правил содержания заключённых. «Этими темами могут спекулировать на Западе», — считает Журова.
Вместе с тем участники «круглого стола» отметили, что российские колонии и тюрьмы могут стать примером для Запада и по соблюдению прав заключённых, и по открытости. Председатель Комиссии Общественной палаты по безопасности Антон Цветков считает, что общественные наблюдательные комиссии повысили уровень обеспечения прав человека в тюрьмах. Но в России есть регионы, где сформировать такие комиссии не удаётся — нет желающих войти в них. В числе таких территорий — Крым и Севастополь. 28 марта состоится встреча Совета общественной палаты с представителями Генеральной прокуратуры, где будет, в частности, обсуждаться вопрос деятельности наблюдательных комиссий.