Региональные инициативы получат экспертную оценку в Совете законодателей
Это позволит эффективнее использовать местное законотворчество
Успешный опыт решения проблем в тех или иных регионах необходимо анализировать в Совете законодателей. Этот орган должен стать законодательным «лифтом» для любой эффективной практики. Об этом заявлено на заседании президиума Совета законодателей, который прошёл под председательством спикеров обеих палат российского парламента 13 марта.
Равнение на поддержку Совета законодателей
Зачастую в регионах возникают одинаковые проблемы, которые нужно решать разработкой федеральных законов. Такое мнение выразил Вячеслав Володин, открывая заседание президиума Совета законодателей. Эффективное взаимодействие с региональными парламентами, считает спикер Госдумы, является приоритетом деятельности Совета законодателей, где вместе с федеральными парламентариями работают спикеры территориальных заксобраний. «И речь идёт не только о работе депутатов на региональных неделях, а о системной работе», — отметил он.
«Вместе со спикерами заксобраний мы сможем выходить на решения, актуальные не для отельных территорий, а для всех регионов», — считает Володин. В связи с этим он подчеркнул, что необходимо анализировать успешные законодательные практики на местах, а на площадке Совета законодателей создать для таких практик законодательный «лифт».
Вячеслав Володин обратил внимание на то, что порою региональные инициативы вносятся в Госдуму, а никаких попыток сначала урегулировать вопрос на уровне регионального законодательства не делается. При этом только десятая часть региональных инициатив обсуждается на Совете законодателей. Субъекты РФ предпочитают сразу вносить законопроекты в Госдуму. Такое положение вещей представляется спикеру неверным: «Нам нужно сделать всё, чтобы регионы, продвигая свою инициативу, были заинтересованы в рассмотрении законопроектов в Совете законодателей и в его поддержке». Спикер предложил региональным парламентам включить в свои регламенты работы нормы о рассмотрении инициатив на площадке Совета законодателей. «Но норма эта должна быть рекомендательной», — подчеркнул он.
Напомнили на заседании и о том, что заботит парламентариев давно, — в Госдуме за все предыдущие созывы скопилось более двух тысяч проектов, которые так и не рассмотрели депутаты. Среди них 380 региональных проектов. Руководство Госдумы обратилось с просьбой помочь «разгрести эти завалы». Заниматься этим нужно при участии не только думских комитетов и фракций, но и региональных законодателей. Их взаимодействие, по словам Володина, необходимо делать системным, не ограничиваясь форматом «региональных недель».
Палата уже начинает пробовать форматы взаимодействия местных и федеральных законодателей. Например, при поездке в Армению в её делегацию вошли представители регионов. Для Госдумы это первый подобный шаг, и здесь может быть востребован опыт Совета Федерации, в делегации которого губернаторы включаются регулярно.
Есть и новые предложения взаимодействия с территориями, например создание советов при Госдуме по конкретным направлениям. Первый совет, уже созданный, займётся вопросами обеспечения радиоцифровой экономики. Деятельность второго совета планируется посвятить развитию городских территорий и общественных пространств. «Мы рассчитываем, что в эти советы войдут представители регионов и они будут активно в них работать» — сказал Вячеслав Володин.
Подзаконные акты возьмут в электронный оборот
Отдельная тема обсуждения на президиуме Совета законодателей — готовность подзаконных актов, без которых реализация принятых законов на практике может тормозиться годами. Представители Правительства, присутствовавшие на заседании, напомнили как минимум о четырёх случаях, когда поправки, утверждённые парламентом и подписанные президентом, не работают из-за отсутствия подзаконных нормативных актов. Самое странное в этой ситуации — поправки были инициированы… самим Правительством, которое расписало график принятия подзаконных актов, но ничего не делает, чтобы этот график выполнять.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать электронную систему по аналогии с действующей системой для законопроектов, в которой публиковались бы только подзаконные акты. Это также необходимо и потому, что сегодня парламентариям весь массив подобных документов присылается на бумаге. А это зачастую более тысячи документов только по одному закону!Естественно, что пользоваться ими на бумажном носителе крайне сложно, именно поэтому инициативу Валентины Матвиенко о создании новой базы данных была поддержана на Совете законодателей. Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая прямо заявила о заинтересованности парламентариев в создании электронного оборота подзаконных актов, доступного для любого гражданина: «Правительство должно честно информировать, в какие сроки оно реально готово исполнить закон. При этом неисполнение закона неизбежно должно вести к ответственности. Кого и в каком порядке — это очень серьёзный вопрос. И мы его будем обсуждать».
Вице-спикер Совета Федерации Николай Фёдоров отметил, что очень сложную процедуру согласования подзаконных актов нужно продумывать заранее. Он предложил проводить предварительные согласования на стадии разработки законопроектов в кабмине.
Законы прямого действия
Вместе с тем спикер Совфеда призвала ориентироваться на то, чтобы принимать законы прямого действия, в которых отсутствуют отсылочные нормы. «Это будет правильно с точки зрения реализации законов», — уверена Валентина Матвиенко.
В таком случае требования к работе российских законодателей могут измениться, причём существенным образом. как, впрочем, и требования к анализу регионального законодательства. По поручению главы государства Совет Федерации готовит отчёт о состоянии и тенденциях регионального законодательства, который будет представлен до 30 апреля.
Есть и отдельные направления законотворческой работы, на которых было акцентировано внимание на заседании президиума Совета законодателей. Впервые даны конкретные рекомендации, как обеспечить создание безбарьерной среды для инвалидов. В частности, поддержано предложение Матвиенко о внедрении во всех без исключения регионах электронного сертификата на приобретение инвалидами необходимых им технических средств (например, инвалидных колясок, которые сегодня люди с ограниченными возможностями вынуждены покупать за свой счёт, а компенсация от государства не покрывает реальные расходы граждан).
Ещё одно важнейшее направление — развитие законодательства в сфере госзакупок. Как сообщила Валентина Матвиенко, уже есть конкретные предложения по пресечению злоупотреблений в этой сфере — таков промежуточный итог работы специальной рабочей группы. А одним их главных негативных факторов она назвала нестабильность законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок — в соответствующий 44-й закон вносятся в год десятки изменений.
«С этим пора заканчивать! — считает спикер Совета Федерации — Ни заказчикам, ни подрядчикам невозможно нормально работать в режиме, когда правила постоянно меняются. Потому новые поправки надо тщательно выверять. Думаю, можно регламентировать даже количество изменений в законодательство о контрактной системе в госзакупках».
Ещё материалы: Вячеслав Володин , Валентина Матвиенко, Ирина Яровая, Николай Федоров