Транссиб ХХI века планируют построить к 2035 году
Новая транспортная сеть России должна связать Европу, Азию и Америку
В Совете Федерации подвели промежуточные итоги евразийской интеграции. Говорилось, что она готова опираться на русский язык как стержневой элемент информационной политики и на создание транспортного мегапроекта, к которому не прочь присоединиться даже США.
По мнению учёных, медийного сообщества, экономических экспертов, Интеграционный клуб при председателе Совета Федерации — уникальный формат. Как сказал вице-спикер палаты регионов Ильяс Умаханов, он «позволяет неформально обсуждать не только текущие проекты, но и выстраивать модель нашего будущего развития». Вторая причина непохожести клуба на другие подобные объединения — огромный личный интерес к его работе со стороны Валентины Матвиенко. Благодаря её участию работа площадки, прошедшая под знаком интеграции в рамках ЕАЭС, получила резонанс — участники его разработали транспортный евразийский мегапроект, который должен через Россию стать стержнем территории развития от Америки до Европы. Также запущен ряд образовательных проектов с приставкой «впервые в истории».
Транспортный мегапроект — вовсе не фантастика
Главное «детище» Интеграционного клуба — проект, который представляет собой трансевразийскую сеть путей сообщения разных видов. Его ещё называют Транссибом XXI века, и одним из поводов тому служит вот какая история. Когда при Николае Втором решили строить Транссиб, все говорили, что это «фантастика и утопия». Однако проект был реализован и до сих пор во многом является эталонным.
Новый транспортный проект, разработанный академическим сообществом и беспрецедентный по масштабу, ставит своей задачей формирование инфраструктурного каркаса страны и единого пояса развития от Вашингтона до Лиссабона. Одна из опор проекта — сквозная высокоскоростная магистраль, идущая через всю Россию по оси Восток-Запад и насыщенная мультимодальными логистическими центрами. Из них на север и на юг пойдут пути разных видов - водные, железнодорожные, авиационные и даже аэростатные.
Валентина Матвиенко заявила — проект не фантастический и готов к реализации. А один из его авторов, академик Геннадий Осипов, сказал, что мегапроект имеет геополитическое «звучание» — недаром вслед за Китаем и другими странами Азии к нему не прочь присоединиться и Япония, и даже США. На это Ильяс Умаханов с улыбкой заметил, что «разменял» бы заинтересованность американцев на поддержку Минфина и Минэкономразвития.
Скорость завораживает
Судя по росту объёмов грузоперевозок можно говорить о том, что наша экономика начинает оживать после кризиса. Так считает первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. Цифры обнадёживают — общий объём торговли превысил 700 миллиардов долларов в 2016 году, а в 2017 он прогнозируется более 1 триллиона долларов.
Между тем исследования показывают, что 70 процентов грузополучателей готовы ждать товар в течение 3-5 суток — после они ищут другого поставщика. Соответственно, нужна высокоскоростная транспортная система — первой ласточкой стала ВСМ Москва — Казань, которая, как считают эксперты, принесёт 11 триллионов рублей дополнительных доходов за десять лет. При этом сокращение сроков доставки — в 4 раза! «Мы пошли дальше: создаём новые поезда, напоминающие авиационные контейнеры, они могут развивать скорость до 300 км в час. При этом себестоимость груза много ниже, чем если бы он доставлялся авиационным сообщением», — рассказал Александр Мишарин.
На вопрос «Парламентской газеты» о перспективах высокоскоростной магистрали «Восток — Запад» он ответил, что после её реализации из Москвы до Новосибирска или из Петербурга до Адлера можно будет доехать за одну ночь. А пассажирские потоки, по некоторым оценкам, вырастут минимум на треть, скорее всего вдвое.
Пора обучать журналистов из СНГ бесплатно
Один из основателей Интеграционного клуба, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, назвал актуальнейшей темой невозможность интеграционных процессов без русского языка в качестве стержневого элемента информационной политики ЕАЭС. В этой связи наиболее перспективным, по мнению ректора МГУ, представляется создание в России магистерских программ на русском языке для студентов-бакалавров творческих специальностей.
Кстати, на журфаке МГУ уже действует программа, по которой готовят магистров из стран СНГ. Но несмотря на то, что на больших конференциях журналистам «пророчат» ключевую роль в поддержании евразийской интеграции, представители медийного цеха настроены критично. Один из руководителей ИТАР-ТАСС, Михаил Гусман, подчеркнул, что противодействовать информационным вызовам в ЕАЭС можно только выстраиванием серьёзной системы: «Одними «посиделками» и «тусовками» здесь не ограничишься. Мы нуждаемся в системной работе по укреплению русского языка в странах СНГ и русскоговорящих СМИ в них как коммуникатора этого процесса».
Одна из опор интеграции в ЕАЭС — единая научная сфера. Есть здесь свои достижения — это и Евразийская ассоциация университетов, в которую входят более ста учреждений, и меморандум о создании Евразийского сетевого университета (его очередной филиал планируется открыть в Словении). Интересна программа по открытию за границей Ломоносовских центров — по аналогии с китайскими институтами Конфуция.
Есть и точечные проекты: в декабре между президентским казахстанским наукокомплексом «Астана» и МГУ подписано соглашение о создании единого центра фундаментальных научно-прикладных исследований. В этом году занятия по подготовке магистров начнутся в совместном университете, созданном МГУ и Пекинским университетом — это первый подобный проект в истории отношений РФ и КНР (в Китае даже проведена олимпиада по русскому языку с целью отбора студентов для занятий в новом учебном заведении).