Порошенко «подставляет» партия войны?
Обострение в Донецке и вокруг Авдеевки станет основной темой встречи Контактной группы в Минске 1 февраля
Тема: Новости Украины
Блокада «ветеранами добровольческих подразделений» Украины грузового железнодорожного сообщения с Луганском и фактические бои на 30-километровом участке между Донецком и Горловкой демонстрируют, что власти в Киеве утрачивают контроль над ситуацией.
«Силовики одновременно ведут огонь по Донецку и Макеевке из всех видов запрещённых Минском вооружений. Зафиксированы попадания в жилые дома. Имеется прямое попадание артиллерийского снаряда калибром 122 мм в крышу девятиэтажки. Пострадавшие уточняются», — сообщил утром 31 января заместитель командующего вооружёнными формированиями ДНР Эдуард Басурин.
30 января в Берлине на пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель президент Украины Пётр Порошенко заявил: «За вчерашний день пять украинских военных погибли, 12 были ранены. Сегодня утром ещё двое солдат отдали свою жизнь за защиту территориальной целостности нашей страны и ещё пять были ранены. Получили ранения и погибли они в результате артиллерийского огня из артсистем, которые были установлены российскими боевиками в жилых кварталах Донецка и Ясиноватой, чтобы у украинских военных не было возможности открыть ответный огонь. Это варварские методы ведения огня». Порошенко экстренно прервал свой визит в Германию и объявил чрезвычайное положение в Авдеевке (находится под контролем ВСУ).
Сообщения сторон о жертвах различаются в разы. Официальная информация украинской стороны говорит о 8 погибших за два предыдущих дня военнослужащих и «десятках» убитых боевиков. ДНР сообщает, что за два дня наступления ВСУ потеряли 80 человек убитыми и 70 ранеными, приводит подробности о моргах, забитых десятками трупов украинских военных. «Согласно материалам, которыми мы располагаем, в моргах и военных медицинских учреждениях Украины находятся: морг в городе Селидово — 29 тел, морг города Красноармейска — 41 тело, военный госпиталь в Часов Яре — 60 раненых, 66-й военный медицинский госпиталь «Новый труд» — утверждает агентство «НоворосИнформ» со ссылкой на министерство обороны ДНР.
Естественно, что в начале разгоревшихся боевых действий стороны, как всегда, обвиняют друг друга. Отметим здесь, что ни в отчётах ОБСЕ, ни в сообщениях местных жителей информации об артиллерии в жилых кварталах Донецка на вечер понедельника не было. Иначе бы она массово присутствовала в социальных сетях. Возможно, с этой информацией Петра Алексеевича подвели. Впрочем, подводят его в последнее время не только с этим.
Кому выгодно?
Интересно, что конспирологические версии последнего обострения на линии соприкосновения на Донбассе как никогда обильны. Первая. Боевики ДНР решили сорвать визит Порошенко в Германию и, собственно, своего добились. Вторая. Эти же самые боевики демонстрируют России, что будут вести переговоры в Минске только на своих условиях и не позволят России «сдать» хоть частичку их интересов. Третья. Авдеевку обстреливают вовсе не боевики, а украинские добровольцы или даже подразделения ВСУ, вымогая что-то у олигарха Рената Ахметов — владельца коксохимического комбината в этом городе. Утром 31 января его работа была остановлена из-за перебоев с газом и отсутствия электричества.
На самом деле обстановка вокруг урегулирования на Донбассе в последнее время складывается крайне неблагоприятно для украинской стороны. Вступление в должность президента США Дональда Трампа, грядущая возможная победа «правых» в Нидерландах, уход в апреле с поста президента Франции Франсуа Олланда и грядущие парламентские выборы в Германии (Ангеле Меркель не до Украины) — всё это грозит свести к минимуму поддержку Украины. А то и усилить давление на неё, побуждающее продвигаться в выполнении Минских соглашений.
В этих условиях ДНР и ЛНР вооружённые обострения просто не выгодны. Именно поэтому на протяжении нескольких недель они почти не предпринимали мер против «отжимания» украинскими формированиями населённых пунктов и территорий в «серой зоне» (неконтролируемой ни одной из сторон). Причём командиры и бойцы украинских формирований то и дело открыто сообщали на «выходе на новые позиции». Также они называли это «коррекцией» линии соприкосновения.
В такой обстановке условная «партия войны» на Украине, включающая снизу командиров и участников ряда «добровольческих» формирований, а сверху руководимая секретарём Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александром Турчиновым, не находит ничего лучшего, как показать свою силу и влияние. Мы не знаем достоверно, какие политические и экономические требования выдвигает эта группировка. Однако судя по результатам социологических опросов, никаких политических перспектив у них нет и никаких рычагов, кроме вооружённого шантажа, тоже нет.
«Активисты» перешли к террору
Характерно, что начавшаяся 25 января блокада железной дороги на участке Луганск — Лисичанск — Попасная в Луганской области, вероятно, из той же серии. В этот день «ветераны-добровольцы» антитеррористической операции (АТО) под лидерством депутатов Верховной рады Семёна Семенченко и Павла Костенко на перегоне станций Светланово-Шипилово Луганской области разместили три деревянных ежа, остановили грузовой поезд в сторону ЛНР, затем сделали попытку приварить его к рельсам. Позже они взяли под контроль ещё одну узловую станцию — уже на пути в ДНР. Логика блокады понятна: ни спички от нас врагу, пусть он сдохнет! Результат им тоже должен быть понятен: дальнейшее включение республик в экономическое поле России.
«Активисты» ещё и подорвали рельс на железнодорожном пути в ЛНР, фактически осуществив террористический акт на территории государства Украина, на той его части, которая в полной мере контролируется правоохранительными органами и армией страны. «Не знаю, кто это сделал, но я убеждён, что это были сознательные украинцы, которым надоела война. Теперь точно никто никуда не поедет», — не стесняясь, сообщил ещё один сверхактивный народный депутат Владимир Парасюк на своей странице в Facebook.
Отметим, что украинская Генеральная прокуратура завела уголовные дела и по факту блокады, и по факту подрыва рельсов. Ранее глава СБУ Василий Грицак по поводу блокирования железной дороги в Луганской области заявил, что «депутаты не должны принимать в этом участия». Сейчас нет оснований считать это «театральными жестами».
Ущерб экономике. Ущерб репутации
30 января СБУ опубликовала потрясающий документ — официальное заявление по поводу блокирования движения железнодорожного транспорта на Донбассе. Оно начинается с самооправданий!
«Разделяя позицию своих коллег, которые стоят на переднем краю борьбы с терроризмом, и абсолютного большинства общественности, СБУ категорически отвергает любые обвинения в коммерческой «заинтересованности» торговли с так называемыми "ДНР/ЛНР», — говорится в заявлении. Однако далее СБУ привела статистику. Оказывается, в 2015 году предприятия, зарегистрированные на Украине и имеющие производственные мощности на оккупированной территории, заплатили в госбюджет 19,5 миллиарда гривен налогов, а в 2016 году — 31,6 миллиарда, в том числе 777 миллионов гривен военного сбора (на нужды АТО). Блокада, по мнению СБУ, может привести к нестабильности в работе энергосистемы Украины, а также наносит прямые убытки государству. С 25 января на оккупированной территории остались 385 вагонов с 26 тысячами тонн угля общей стоимостью 35 миллионов гривен, а также свыше 20 тысяч пустых вагонов и имущество «Укрзализницы».
Далее СБУ грозит пальчиком, сообщая, что товарная блокада имеет признаки уголовного правонарушения по трём статьям Уголовного кодекса — угон или захват железнодорожного состава, блокирование коммуникаций, принуждение сотрудников транспорта к невыполнению обязанностей. Однако сомнений в том, что ответ украинских властей на действия «активистов» будет, мягко говоря, крайне вялым, — нет. Скорее всего, никого так и не поймают, как в анекдоте про «неуловимого Джо».
В среду предстоит очередной этап переговоров в Минске. Последние события неизбежно сделают его очень острым. При этом нет сомнений, что для украинских переговорщиков, потративших немало времени и сил для восстановления железнодорожного сообщения Украины с отдельными районами Донецкой и Луганской областей, ситуация с его блокадой будет крайне дискомфортной. Если в авдеевском обострении нетрудно будет обвинить, как всегда, противоположную сторону, то в случае с железной дорогой это будет сделать невозможно.
Очевидно, что активисты и сторонники украинской «партии войны» сделали два важных звоночка. Один — в Евросоюз, ОБСЕ и новому руководству США. Доказать, что последние обстрелы инициировали разные стороны конфликта, будет непросто. Второй — народу непризнанных республик Донбассу. До какого момента Пётр Порошенко будет терпеть такие звоночки — неизвестно. То, что его серьёзно подставили, — очевидно. Как и то, что долго всё это терпеть политической возможности у него нет.