Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Время строить Северный широтный ход

Эта полярная магистраль существенно облегчит транспортную доступность для отраслей производства и населения Ямала

27.01.2017 14:28

Автор: Людмила Глазкова

Время строить Северный широтный ход
Фото пресс-службы Совета Федерации

На своём заседании Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации 26 января поддержал необходимость создания Северного широтного хода (СШХ). Акцент на реализацию этого проекта сделан в госпрограмме социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года. Он сформирует стратегически важный полигон, дополняющий Транссибирскую магистраль с потенциалом выхода к Арктике.

Учим географию не по учебникам, а по проектам 

Северный широтный ход обеспечит полуострову Ямал постоянную связь с Большой землёй, соединив Северную и Свердловскую железные дороги. Полярная магистраль Обская—Салехард—Надым—Пангоды—Новый Уренгой—Коротчаево протяжённостью 707 километров откроет выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам.

На территорию Ямало-Ненецкого автономного округа приходится треть всех проектов Арктической зоны. И не удивительно. Здесь открыто 236 месторождений нефти и газа. Общий разведанный объём газа (44, 5 триллиона кубометров) составляет почти 90 процентов, нефти (почти 5 миллиардов тонн) — около 17 процентов от всех российских запасов, плюс без малого весь национальный запас газового конденсата.

«Сегодня центры добычи смещаются в новые перспективные районы на север, — рассказывает заместитель губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов. — Все прогнозы положительные. По нефтянке ожидается удвоение, то же по газовому конденсату. Для содействия добыче требуется создать новую, в первую очередь железнодорожную инфраструктуру».

Удорожание работы крупнейших месторождений Западной Сибири во второй половине прошлого века в результате опоздания строительства железных дорог, по оценкам экспертов, вылилось почти в 200 миллиардов долларов в современных ценах.

«Соответственно, наша большая задача — опять не опоздать, чтобы вновь возводимые и осваиваемые месторождения не страдали от неэффективно выстроенной логистики, — подчеркнул он. — В эту проблему сейчас упираются все вопросы крупнейших российских и зарубежных инвесторов. Сокращение маршрутов доставки грузов и снижение транспортных издержек благоприятно скажутся в дальнейшем, в том числе и на развитии в округе переработки».

В рамках проекта планируется построить мост через реки Обь и Надым с подходами в районе Салехарда, железнодорожную линию Салехард-Надым, модернизировать участки Надым-Пангоды и Пангоды-Новый Уренгой-Коротчаево. Для ЯНАО проект принесёт ещё и новые рабочие места, даст мультипликационный эффект в строительной сфере. На значимость Северного широтного хода обращается внимание также в стратегиях развития Ханты-Мансийского автономного округа и Хабаровского края.

Северный широтный ход не конкурент Северному морскому пути

Не путать: первое — это «железка», а второе — вода. Кстати, для информации, каждый десятый рубль в налоговых поступлениях федерального бюджета — ямальский. Поэтому синхронизация ввода здесь в эксплуатацию новых производств и создания инфраструктуры приобретает государственное звучание. Новый инвестиционный проект обеспечит взаимоувязку энергетической и транспортной инфраструктуры объектов добывающей и перерабатывающей промышленности в рамках единой арктической транспортной системы.

Проект сложный, многолетний. Его подготовка шла непросто, менялись потенциальные участники. На финишную черту вышли трое — РЖД, администрация ЯНАО и Газпром. В ближайшее время будет сформирована концессия с проектной компанией на сумму 100 миллиардов рублей при общей стоимости проекта 236 миллиардов. Концессионер построит мост через Обь с подходами, ещё один через Надым, участок Салехард-Надым.

Округ, кстати, намерен в рамках государственно-частного партнёрства продолжить новую железнодорожную линию Бованенково-Сабетта, а она обеспечит выход железнодорожной инфраструктуры Северного широтного пути к Северному морскому пути (СМП).

В этой связи председатель Совета по Арктике и Антарктике, член Совета Федерации Вячеслав Штыров уже ставит вопрос об увязке Северного широтного пути и Северного морского пути с распределением грузовой базы: «Очень важно всё гармонично распределить. Специализация СШХ — грузоперевозки нефтегазовых компаний. Прогнозируемый объём 24 миллиона тонн — это нефть, газовый конденсат, широкая фракция лёгких углеводородов. На Северный морской путь остаётся часть нефти и сжиженный газ.

СМП, несмотря на все мечтания, состоится лишь, если мы откажемся от традиционного пути — проводки караванов. Он заработает только тогда, когда будет представлять собой нечто вроде Суэцкого канала, действующего в режиме непрерывности. А для этого нужно, чтобы раз в полтора суток по нему уходил газовоз. Грузовую базу для непрерывного движения судов как раз даст Ямал. А ориентирование Северного морского пути и Северного широтного хода на разную номенклатуру грузов не сделает их конкурентами и даст толчок развитию транспортной системы и экономики в целом».

Газпром ждёт «отмашки» от РЖД

- Доля Газпрома в реализации проекта составляет 5-6 процентов и участие его обусловлено исторически тем, что в зоне строительства предусмотрено реконструировать принадлежащую ему железнодорожную ветку, — объясняет заместитель генерального директора ООО «Газпромтранс» по производству и капстроительству Илья Козлов. — Мы уже в течение последних пятнадцати лет участвуем в обсуждении проекта, но только в последние полгода он вышел на стадию, когда можно спрогнозировать реальность его осуществления. Это связано с тем, что у проекта появился собственник, заинтересованное лицо — РЖД. Мы готовы и ждём «отмашки» от него.

Отправной точкой для своего участия Газпром предполагает принятие нормативного правового акта, который даст старт реализации проекта. После этого корпорация собирается приступить к прединвестиционному исследованию. Этот момент вызвал замечание сенатора Вячеслава Штырова. «У вас телега впереди лошади, — сказал он. — Совершенно неправильно — приступать к прединвестиционному исследованию лишь вслед за принятием Правительством решения. Такая работа выполняется до, а не после».

Формат концессии позволяет максимально снизить затраты государства. Её конструкция ещё определяется. Кстати, правительство Ямало-Ненецкого округа не исключает для себя возвращения к рассмотрению в качестве её возможного участника.

Старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов сообщил, что концессионер за счёт своих и привлечённых средств построит концессионный участок и получит его в пользование на 35 лет. Сейчас предстоит определиться со сроками окупаемости. Ведь чем они длиннее, тем выгоднее для пользователей тариф и наоборот. Поэтому нужно найти баланс интересов для обеих сторон.

Участники заседания Совета отметили отсутствие вопросов, связанных с нормативной базой по проекту. Общее мнение: оказать ему организационную и информационную поддержку. Северный широтный ход предложено рассматривать не только как проект для Арктической зоны, но и как элемент общего развития железнодорожной транспортной системы РФ. Так что запоминайте аббревиатуру СШХ.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 12729