«Русский мир» надо спасать
С 80-х годов количество русскоговорящих людей в мире сократилось на 80 миллионов человек
В Госдуме предложили упростить порядок получения российского гражданства для соотечественников, включить русские школы в госпрограмму развития внешней политики, увеличить число бюджетных мест в вузах для иностранных студентов.
Программы есть, а денег не хватает
В конце 80-х годов на русском языке говорили 350 миллионов человек в мире, а сейчас их число сократилось до 270 миллионов. По словам главы Комитета Госдумы по международным делам, депутата от ЛДПР Леонида Слуцкого, это настоящий коллапс. «Работу надо вести на качественно ином уровне, давая возможность тем, кто хочет вернуться в Россию, учиться, трудоустроиться, — сказал депутат на заседании «круглого стола» в Госдуме 26 января. — А тем, кто за границей, дать ощущение России, помочь учить детей на родном русском языке».
В бывших советских республиках всё меньше русских школ — в Туркменистане, например, одна. Это значит, что через 10 лет там вырастет новое поколение элиты, плохо говорящей на русском языке. Слуцкий подчеркнул, что государственная поддержка программ развития русского языка, русского образования за границей явно недостаточна. Все эти программы напоминают ему хорошую машину, водитель которой знает, куда и как ехать, но топливный бак которой пуст.
«Мы не должны допустить сокращени финансирования, «Русский мир» должен расти, и эту задачу надо решать совместно с профильными комитетами Госдумы VII созыва и в партнёрстве с Русской православной церковью», — сказал законодатель. В соответствии с поручениями Владимира Путина, Россия должна в разы увеличить культурное и гуманитарное присутствие в мире и ещё больше — в странах, где говорят по-русски. А учитывая демографическую ситуацию в России и непростую геополитическую обстановку вокруг нашей страны, государство должно уделять приоритетное внимание программе добровольного содействия возвращению соотечественников.
Иностранцы поневоле
«В 1991 году произошла трагедия, в ходе которой иностранцами стали десятки миллионов соотечественников, — сказал председатель Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников (КПРФ). — Наши сограждане оказались за пределами государственной границы и правового поля России».
Сформировались две большие группы соотечественников в Дальнем и Ближнем зарубежье, и принципиальной разницей между ними является то, что одни сделали осознанный выбор, а другие стали иностранцами не по своей воле. Если первая группа русских людей интегрирована в законодательное поле стран проживания, то вторая часть подвергается различным ограничениям, нарушающим их права. Комитет считает своими приоритетом законодательное обеспечение поддержки соотечественников за рубежом, защиту их прав и свобод, в том числе средствами парламентской дипломатии.
«За прошедшие 25 лет положение соотечественников существенно ухудшилось», — констатировал Калашников. — Надо создать все гражданские правовые и социальные возможности, чтобы предоставить возможность вернуться на родину».
Глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев обратил внимание, что для тех соотечественников, которые пользуются государственной программой содействия переселению, для получения гражданства действует заявительный порядок. Достаточно предоставить заявление о выходе из гражданства той страны, где живёт человек, чтобы получить российское гражданство.
После получения российского паспорта такие люди могут и не выходить из гражданства страны проживания. «Но тем, кто не входит в программу, нужна справка о выходе из гражданства страны проживания, — подчеркнул Косачев. — В Украине и Узбекистане такие справки получить затруднительно или невозможно». Он предложил распространить заявительный порядок получения гражданства на всех соотечественников.
Глава международного Комитета Совфеда также напомнил, что с 2013 года «подвис» законопроект с поправками в Закон «О гражданстве РФ», предусматривающими упрощение процедуры приёма в российское гражданство детей, один из родителей которых иностранный гражданин. Законопроект был принят Госдумой, но отклонён Советом Федерации. В 2013 году была создана согласительная комиссия, и с тех пор инициативу так и не рассмотрели.
Русские люди не должны забывать родной язык
Уже давно говорят, что на сохранение «Русского мира» — поддержку диаспор, русского языка и литературы — выделяется ничтожно мало денег. Об увеличения финансирования на эти цели говорили на «круглом столе» не только чиновники, но и представители Церкви.
Руководитель Московского патриархата по зарубежным учреждениям Епископ Богородский Антоний отметил, что русские люди начали выезжать за границу несколько столетий назад. С тех пор диаспоры стали формироваться вокруг православных приходов в разных странах. «Соотечественники объединяются вокруг храма, потому что приходы за рубежом становятся местом встреч русскоговорящих людей», — сказал он.
Митрополит Аргентинский и Южно-Американский Игнатий уверен, что русские за границей — это сила и опора России, но тенденции таковы, что русские «растворяются» в странах проживания, постепенно от поколения к поколению забывая свои традиции и язык. Он отметил уважение к русской диаспоре в других странах, интерес к русской культуре. Например, почти во всех латино-американских странах есть клубы Достоевского, организованные самими аргентинцами. Но при этом россияне проявляют недостаточное внимание к соотечественникам. «В Латинскую Америку приезжают представители депутатского корпуса и далеко не всегда встречаются с соотечественниками», — сказал митрополит Игнатий.
В первую очередь, для развития «Русского мира» нужно способствовать изучению русского языка за рубежом. Участники «круглого стола» одобряют предложение Константина Косачева о включении поддержки русских школ за рубежом в программу «Внешнеполитическая деятельность», по которой работают МИД и Россотрудничество. Сенатор также выступает за увеличение в два раза — с 15 тысяч до 30 тысяч — числа бюджетных мест для иностранных студентов в вузах.
Кроме того, Косачев предложил Правительству увеличить штатную численность отделений Россотрудничества за рубежом, чтобы каждом центре науки и культуры появился профессиональный русист. «Речь идёт о 60-70 ставках, это не очень разорительно для бюджета, но будет хорошим вкладом в укрепление позиций русского языка за рубежом», — пояснил сенатор.
Ещё материалы: Леонид Слуцкий, Константин Косачев, Леонид Калашников