Исаакиевский собор: раскола не будет
Эксперты убеждены, что конфликт вокруг передачи знаменитого объекта духовной культуры Русской православной церкви является искусственным
Комитет Госдумы по культуре намерен в ближайшее время инициировать обсуждение последствий передачи Исаакиевского собора Церкви. Вместе с тем эксперты и парламентарии убеждены: некоторые политики намеренно стараются использовать ситуацию для недопустимого разжигания у россиян ненависти по религиозному признаку.
Интуитивное сопротивление и публичный протест
Передача Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви всколыхнула протестные настроения небольшой, но довольно известной в Санкт-Петербурге группы оппозиционных политиков. В интервью «Парламентской газете» депутат Госдумы Виталий Милонов заметил, что они просто используют передачу собора как очередную веху своего противостояния с властью.
«Лично я не считаю их оппозиционными активистами — они находятся у власти, имеют очень хорошую зарплату, штаб помощников, персональные госмашины. Мне понятно, что недостаток у них публичной повестки заставляет активно обсуждать вопрос передачи собора Церкви. При этом получается у них, что называется, не очень: разжигать ненависть к религиозной группе — это, на мой взгляд, также подло и недопустимо, как разжигать ненависть национальную. Очень обидно, что до этого опустились люди, считавшиеся петербуржскими интеллигентами», — считает законодатель.
Всколыхнуть волны народного недовольства им удалось — в Интернете более 100 тысяч человек подписали петицию против передачи Исаакиевского собора Церкви. Один из аргументов противников такого шага — церковники будут наживаться на туристическом объекте, который посещает около трёх миллионов человек в год.
«За кадром» остаётся, впрочем, заявление РПЦ о том, что экскурсии будут бесплатными. Это указывает на неприятную тенденцию — некоторые россияне придерживаются позиции о «презумпции виновности» РПЦ. На это обратил внимание историк и религиовед Роман Силантьев.
«Сегодня такие активисты и политики специфически оценивают людей Церкви в контексте передачи Исаакиевского собора, не чураясь их сравнениями с католическими инквизиторами и даже с боевиками ИГ — те разрушают Пальмиру, а эти, мол, непременно разрушат Исаакий. Между тем подобных заявлений почему-то никто из них не делал в ходе, скажем, скандалов с хищениями в Эрмитаже», — заметил эксперт.
Одним из первых оппонентов решения о передаче собора Церкви стал глава Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин — у него это решение вызвало «интуитивное сопротивление». «Почти четверть населения нашей страны — мусульмане, и у меня есть сомнения, что мусульманин с семьей пойдёт в действующий православный храм. В музей пойдет, а в церковь вряд ли», — считает знаменитый кинорежиссёр и депутат, добавив, что передачей Исаакия можно отрезать от знакомства с культурными ценностями целый пласт населения России.
Впрочем, исламоведы в России не склонны соглашаться с таким мнением — по мнению ряда специалистов, у представителей ислама есть большой интерес именно к действующим православным храмам, а не тем, которые являются музеями. Тем более что никакого запрета на посещение действующих православных храмов в исламе нет.
Справится ли Церковь с обеспечением Исаакия?
Другое опасение касается того, что Церковь окажется не в состоянии обеспечить сохранность собора как памятника всемирного наследия. Такую тревогу высказала первый зампредседателя профильного думского комитета Елена Драпеко, которая, которая, к слову, в отличие от своих питерских однопартийцев по «Справедливой России» не имеет принципиальных возражений против того, «чтобы церковь была церковью». Дело в том, что в штате музея Исаакиевского собора, насчитывающего 18 тысяч экспонатов, работает почти 400 человек, само здание является уникальным инженерным сооружением, для техобслуживания которого нужно около 40 человек.
На это со стороны Церкви уже поступают предложения музейщикам, работавшим в соборе, остаться на своих должностях, если у них будет на то желание. Есть опыт передачи РПЦ Казанского кафедрального собора — в нём располагался музей религии и атеизма и часть его научных сотрудников остались работать в соборе. Что касается финансирования, то здесь есть пример восстановленного Никольского (Морского) собора в Кронштадте — при нём был создан попечительский фонд, который взял на себя ответственность и расходы за нормальное функционирование объекта. Не исключено, что в случае с Исаакиевским собором этот опыт окажется востребованным.
Православная церковь как организация существует тысячу лет, и вряд ли стоит говорить о том, что она с чем-то не справится.
При этом многие парламентарии высказываются за передачу Исаакия. Так, сенатор Ирина Гехт напомнила историю с храмом Святого Александра Невского в том же Петербурге — вокруг его передачи также шли ожесточённые словесные баталии, так как в соборе находился зал органной музыки.«Сегодня же это не вспоминается, а богослужения в храме воспринимаются естественно. На мой взгляд, назначение храма — это всё-таки прежде всего богослужения», — считает законодательница. А депутат и кинорежиссёр Владимир Бортко уверен, что передать собор РПЦ надо было давно: «Православная церковь как организация существует тысячу лет, и вряд ли стоит говорить о том, что она с чем-то не справится».
Депутат Госдумы Николай Валуев припомнил опыт Псковской области, где в большинстве древних православных храмов, сохраняемых благодаря усилиям музейщиков и властей, регулярно происходят богослужения. «И никто никому не мешает — идут богослужения, приходят экскурсионные группы, работают специалисты. Это пример того, как гармонично могут все существовать. И таких примеров много по всей стране. На них надо опираться. А не раскалывать общество, используя передачу Исаакиевского собора как повод для такого раскола», — уверен парламентарий.
Охрана храмов как объектов культурного наследия
Не всё и не всегда проходит гладко в отношении специалистов по сохранению культурного наследия и церковными представителями. Депутат Александр Шолохов вспомнил о реставрации переданного РПЦ Смольного собора: «Там в рамках реставрационных работ здание из известняка оштукатурено цементным раствором. Это всё равно, что заложить мину на 7-8 лет, после чего известняк начнёт разрушаться, особенно в условиях Петербурга».
Согласно плану передачи собора Церкви должен быть заключён договор о сохранности предметов, представляющих музейную ценность. Как отметил глава Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Гаврилов, такое соглашение предусматривает расторжение договора с церковной организацией, если не обеспечивается сохранность музейных предметов: «Собственник, то есть город, обязан содержать объект в надлежащем состоянии, нести все расходы, связанные с реставрацией. Такая ответственность есть у города и по другим объектам. В этой связи опасения, что Исаакиевский собор после передачи Церкви перестанут поддерживать в надлежащем состоянии, представляются необоснованными. Наоборот, уверен, что на примере Исаакия идёт выработка механизма церковно-государственного взаимодействия».
На примере Исаакия идёт выработка механизма церковно-государственного взаимодействия.
А те, кто занимается сохранением памятников культуры профессионально, отговаривают от протестов, но призывают к широкой дискуссии о том, как наладить диалог профессионального сообщества и представителей Церкви. Как отмечает главный архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Сергей Куликов, культура в нашей стране всё равно будет разделена на духовную и светскую.«У нас есть примеры взаимодействия церковных иерархов с реставраторами и музейщиками, и, хотя результаты достигнуты, не могу сказать, что оно проходило «без крови». Нам ещё предстоит прийти к тому, чтобы говорить друг с другом на одном языке», — считает эксперт.
Такая дискуссия может начаться в самое ближайшее время в стенах Госдумы — Комитет по культуре намерен обсудить возможные последствия передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ. Для обсуждения вопросов, связанных с этим, будут приглашены представители традиционных конфессий Минкультуры, руководители музеев. При этом у большинства депутатов нет сомнений, что передачу собора не удастся использовать для того, чтобы спровоцировать внутрироссийский конфликт. «Раскола не будет, — уверен депутат Госдумы Марат Сафин. — Всё, что до сих пор передавали РПЦ, находится в сохранности и работает».
Кстати
Всемирный русский народный собор, возглавляемый Патриархом Кириллом, намерен поддержать музейное сообщество и выйти с инициативой о расширении музейных площадей в рамках празднования памятных дат. Поводом для такого предложения стало начало подготовки к 200-летию великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, которое будет широко отмечаться в нашей стране в 2021 году. Известно, что музеи Достоевского обладают огромным количеством экспонатов, однако территории, где их представлять, явно не хватает. Так, в московском музее экспозиция могла бы занять пару корпусов, а в ведении музея находится лишь две комнаты.
Ещё материалы: Станислав Говорухин, Виталий Милонов, Сергей Гаврилов, Ирина Гехт, Владимир Бортко, Николай Валуев