Залежавшиеся законы: забыть нельзя рассматривать
В Госдуме решают, что делать с массой устаревших инициатив
Более двух тысяч законодательных инициатив, внесённых в Госдуму прошлых созывов, но так и не рассмотренных, мешают эффективной работе обновленного состава палаты. О том, что делать с огромной массой скопившихся за несколько лет документов, депутаты решат до конца января этого года. Думской Рабочей группе во главе с вице-спикером от КПРФ Иваном Мельниковым поручили в ближайшее время представить предложения по этому непростому вопросу.
Наследство, которому не рады
Седьмой созыв Госдумы едва начал работу, а в портфеле обязательных к рассмотрению законопроектов уже значится 2343 документа. Для сравнения, за всё время полномочий предыдущего состава (то есть за пять лет) внесено 7129 законопроектов. У нынешних депутатов есть все шансы догнать и перегнать предшественников - времени впереди много.
Вот только сами парламентарии не очень рады перспективам лидерства: весь этот багаж достался им в наследство от предыдущих созывов и представляет собой устаревшие и потерявшие актуальность проекты законов.
«Сейчас мы должны сосредоточиться на реализации поручений Президента из Послания Федеральному Собранию — это около 90 новых законопроектов, — рассказал «Парламентской газете» депутат Владимир Бурматов. — Кроме того, существуют и другие важные и не терпящие отлагательств инициативы. И эта работа является приоритетной — от неё зависит развитие нашей страны. А мы вынуждены заниматься законопроектами, которым по 10-15 лет».
Многие «заархивированные» инициативы либо уже реализованы в других законах, либо стали бесперспективными из-за изменившегося, если так можно выразиться, контекста времени. К примеру, в 2012 году приняли в первом чтении законопроект о саморегулировании управляющих компаний многоквартирных домов, а спустя три года в эту сферу ввели лицензирование. То есть была реакция на сложившуюся ситуацию в прошлом, но уже этой проблемы нет, а законопроект остался.
Отдельный пласт законопроектных залежей составляют инициативы откровенно популистского характера. «Есть такой жанр в Государственной Думе», — с горечью констатирует Бурматов. Как правило, после переизбрания авторы подобных инициатив зачастую теряют интерес к судьбе своего детища. Зато в народе ещё долго обсуждают перспективы введения запрета на употребление чеснока в общественных местах, дополнительные выходные для женщин в «критические дни» и штрафы для пьяных извозчиков. Весь этот ворох законопроектов напоминает портфель без ручки, который тяжело тащить, зато выбросить не жалко. Но как это сделать по закону?
Выбор пути
У документа, внесённого в Госдуму в качестве законодательной инициативы, есть, согласно установленному регламенту, два пути. Либо он в итоге, пройдя все положенные процедурные этапы, становится законом, либо его отклоняют. По словам главы думского Комитета по Регламенту Ольги Савастьяновой, большинство накопленных за разные созывы документов в итоге идёт на отклонение, но по закону депутаты обязаны их рассматривать. «Если всё «наследие» вынести на пленарное заседание, то понадобится не один год, чтобы соблюсти процедурные вопросы, — пояснила Савастьянова. — Встаёт вопрос: что с этим делать?».
Одним из выходов могло бы стать аннулирование старых проектов, чтобы они не мешали работать депутатам над новыми. Такая идея прозвучала 10 января на Совете Думы. Спикер Вячеслав Володин привёл в пример опыт других стран, где перед началом работы новоизбранного парламента депутаты полностью «обнуляют» портфель законопроектов.
Главное — не количественное сокращение законопроектов, а чтобы они, став законами, эффективно работали и чтобы жизнь россиян становилась от этого лучше.
«Теоретически мы тоже можем пойти по этому пути, — рассуждает Ольга Савастьянова. — К примеру, отсечь законопроекты более ранних созывов и оставить только те, что вносились шестым созывом. Тогда нынешний созыв начнёт работу с чистого листа. Возможно, придётся менять регламент. Однако окончательное решение будет приниматься по итогам деятельности рабочей группы вице-спикера Ивана Мельникова».Со слов председателя Комитета по регламенту, результатов от группы ждут уже в январе. При этом предложения должны касаться не только того, что делать с накопившимися законопроектами, но и как добиться качества от документов, которые поступят в Госдуму в будущем.
«Главное — не количественное сокращение законопроектов, а чтобы они, став законами, эффективно работали и чтобы жизнь россиян становилась от этого лучше», — сформулировала она цели для обновлённого регламента.
Срок годности для законопроекта
Практика «обнуления» законопроектов во многих парламентах мира действительно существует, но применительно к российскому парламенту эта мера не станет панацеей. Такое мнение высказала «Парламентской газете» доцент кафедры государственного управления РАНХиГС Екатерина Шульман.
По её словам, в зарубежных парламентах действует некий срок отсечения, который позволяет освобождаться от неактуальных или бесполезных инициатив в конце срока полномочий законодательного органа. Те акты, которые не прошли хотя бы одного чтения, считаются снятыми с рассмотрения.
«Обычно это привязано к созыву, — поясняет эксперт. — Победившая на выборах партия приходит в парламент со своей программой развития страны. В соответствии с этой стратегией вносятся и законопроекты. Естественно, что наследие предыдущего состава законотворцев для них теряет актуальность».
Можно ли подобное повторить у нас? Можно, убеждена она, а вот в эффективности этой меры есть сомнения. Если за точку отсечения взять законопроекты, не прошедшие первое чтение, то это не поможет расчистить завалы.
«Большинство скопившихся в Думе документов в своё время прошли этот этап,- пояснила Екатерина Шульман. — С точки зрения легитимности законодательного процесса нельзя «обнулить» то, за что уже проголосовала однажды палата».
Такой позиции придерживается и Ольга Савастьянова. Судя по всему, отсекать можно будет только те законодательные инициативы, что были внесены, но не рассмотрены. Но и здесь не так всё просто, особенно если учесть, что на данный момент основную массу законопроектов, которую не успели рассмотреть депутаты предыдущих созывов Госдумы, составляют инициативы региональных парламентов.
По разным причинам предложения регионов и без того нечасто обретают форму закона, что нельзя назвать справедливым. «Возможно, что с появлением в нижней палате одномандатников интересы регионов будут лучше защищены», — надеется Шульман. Но это дело будущего, не означающее, конечно, что залежавшиеся региональные инициативы следует безоглядно ущемить. Кропотливая, одним словом, предстоит работа.
Нужно будет проанализировать и былой опыт — процедуру прохождения законопроектов. Точнее, её соблюдение. Несмотря на то, что регламент предписывает все три чтения документов проводить в разные дни, это правило выполнялось не всегда. Зачастую законодатели злоупотребляли исключениями, принимая законы в двух-трёх чтениях одновременно. Иногда оборачивалось это тем, что в нормативный акт необходимо было вносить поправки и уточнения. А это — дополнительные законопроекты. Правда, по словам депутата Савастьяновой, такая поспешность уходит в прошлое. Нынешнее руководство Госдумы настроено серьёзно соблюдать пункты регламента.
Ещё материалы: Владимир Бурматов, Ольга Савастьянова