Учёных предложено готовить по новой системе
Сегодня, 21 декабря, Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, совершенствующий систему подготовки научных кадров.
Соответствующие поправки группа депутатов во главе с лидером «Справедливой России» Сергеем Мироновым предлагает внести в закон о науке и государственной научно-технической политике.
Депутаты напомнили о том, что Росстат ежегодно фиксирует снижение количества учёных, занятых исследованиями и разработками. Так, число исследователей снизилось с 878,5 тысяч человек в 1991 году до 372,6 тысяч человек в 2012 году. Кроме того, по мнению парламентариев, налицо диспропорция между структурой подготовки научных кадров и структурой внутренних текущих затрат на исследования и разработки по областям науки.
«Это свидетельствует о том, что планирование тематики диссертационных исследований, формирование сети аспирантур и докторантур, диссертационных советов проводится без учета потребностей рынка научного труда в научных кадрах высшей квалификации», — указано в пояснительной записке к законопроекту.
Чтобы эту проблему решить, депутаты предложили готовить научные и научно-педагогические кадры в рамках государственного и муниципального заказа и договоров о целевой контрактной подготовке. Кроме того, законопроект предписывает: финансовое обеспечение подготовки научных и научно-педагогических кадров должно осуществляться на основе нормативов подушевого финансирования, утвержденных Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по каждой научной специальности из бюджетов соответствующего уровня.
В то же время для повышения ответственности выпускников аспирантуры и докторантуры, а также работодателей, документ обязывает их возмещать затраты на обучение в бюджет соответствующего уровня при отказе в трудоустройстве в научной организации, образовательной организации высшего и дополнительного профессионального образования.
Правительство представило на законопроект отрицательный отзыв, указав, что «его положения не соотносятся с положением закона об образовании». Отклонить документ рекомендовал и Комитет Госдумы по образованию и науке. В то же время на законопроект поступили отзывы из четырёх регионов. Три из них — положительные и лишь один отрицательный.
Ещё материалы: Сергей Миронов