Италия: перезагрузка не состоялась
На референдуме граждане страны сказали решительное «нет» переменам в системе власти и правительству Маттео Ренци
«Нет» предлагаемым изменениям конституции сказали 59,7 процента проголосовавших, реформы одобрили всего 40,9 процента. Премьер Маттео Ренци подал в отставку. Вопреки прогнозам евро устоял: его курс в полдень понедельника не отличается от пятничного.
Третья по величине после Германии и Франции экономика еврозоны испытывает сильнейшие начиная с 1945 года трудности, которые уже порядка восьми лет серьёзно отражаются на большей части жителей. И это будет приводить к периодически возрастающей политической нестабильности в стране и подогревать дискуссии на темы, быть ли единой Италии и быть ли ей в составе ЕС.
Основными противниками реформы выступили правые и левые евроскептики. Кампанию под лозунгом «Скажи нет» возглавляли сепаратистская и антииммигрантская «Лига Севера» и популистское движение «Пять звезд» во главе с Беппе Грилло). Немножко поодаль, но вместе с ними было и движение «Вперёд, Италия!» Сильвио Берлускони, которые с разной степенью настойчивости требуют пересмотреть отношения Италии с ЕС и созвать референдум о выходе из еврозоны. Впрочем, однозначно считать результаты референдума победой евроскептиков тоже нельзя.
За что голосовали?
Официальной темой референдума было упорядочивание и упрощение системы власти в стране. В частности, сокращение состава верхней палаты — сената с 315 до 100 сенаторов, устранение из функций палаты прямой правки текстов законов и иного дублирования работы палаты представителей. Также предлагаемые перемены включали усиление правительства и некоторое ослабление местных муниципальных властей. Всё ради быстроты и мобильности принятия и исполнения принятых решений.
Оппоненты перемен утверждали, что все эти меры могут привести к диктатуре правительства и лично премьера, ухудшению качества решений, ущемлению традиционных свобод. Дровишек в огонь дискуссий подбросил лично Маттео Ренци, заявивший, что уйдёт в отставку и из политики вообще, если народ скажет нет его реформам.
Тем самым он устроил всенародное голосование о вотуме доверия себе. Чем серьёзно повысил явку на референдум (до почти 68 процентов!).
Закономерный результат?
Моя собеседница в Вероне — урождённая гражданка СССР, более 20 лет живущая в Италии, утверждает, что дела до взаимоотношений ветвей власти большинству итальянцев не было. Однако они привыкли, что правительство формирует лидер победившей партии. А Маттео Ренци стал премьером фактически в результате внутрипартийного голосования в его собственной Демократической партии, то есть он по итальянским понятиям «выскочка», начавший тем не менее серьёзные и болезненные реформы. «Цель которых не всегда понятна, — добавляет она, восклицая: — Как будто есть особая доблесть в том, чтобы делать непопулярные реформы!»
Другой собеседник — 100-процентный итальянец средних лет, имеющий небольшой отделочный бизнес, выразился о правительстве Ренци так: «Три года много проектов и шума. И никаких результатов». Он сказал на референдуме нет, потому что хочет смысла в реформах, а пока не видит его: «Менять людей в кабинете министров не может быть смыслом».
Действительно, правительству Ренци 22 февраля будет уже три года. По опубликованным в мае 2016 года данным итальянского статистического ведомства ISTAT, в апреле уровень безработицы снизился по сравнению с апрелем 2015 года на 0,4 процента — до 11,7 процента (в марте было 11,5). При этом уровень безработицы среди молодёжи 37 процентов.
В Италии трудовое законодательство насчитывает примерно 2700 страниц, оно весьма запутанно и громоздко, и негибко. Оно содержит преференции для «давно работающих», а новых работников не стимулирует нанимать иначе как на краткосрочные контракты (более половины новых контрактов заключается на срок до полугода). В стране мало неполной занятости — 19 процентов, притом что в Великобритании это четверть контрактов, а в Нидерландах — почти 39 процентов.
Если бы на референдуме был получен ответ да, возможно, серьёзные трудовые реформы бы и начались. Но коль скоро за почти три года сделано было мало, то веры правительству уже не было. А ссылки на недостаток полномочий работают только в первый год.
Будет ли Италию трясти?
После поражения на референдуме ничто не обязывает Маттео Ренци уходить, кроме его честного слова. Для избежания внеочередных парламентских выборов президент страны Серджо Маттарелла, роль которого резко меняется с церемониальной на ведущую, может снова назначить премьером Ренци. А может и кого-то из лидеров его партии, которая с союзниками пока составляет парламентское большинство.
Ренци и его партии ситуация в какой-то мере даже выгодна. Теперь они могут говорить: реформ нет, потому что нас не поддержали. Однако на таких «отмазках» далеко в реформировании страны не уйти. А самые серьёзные из этих проблем — огромный объём плохих активов и просроченной задолженности у банков, госдолг, равный 133 процентам годового ВВП, и растущая закредитованность семей и граждан. И это притом что среднедушевой ВВП в Италии почти 33 тысячи долларов в год — почти в два раза выше, чем в РФ.
«Перезагрузка» системы управления в Италии пока не удалась, но, похоже, без неё социально-экономические проблемы будут только усугубляться. Однако на ближайший год масштабных социальных бурь ничто не предвещает. То же самое и в отношении ЕС. На вопрос, желаете ли вы выхода из зоны евро, только 16 процентов отвечают да. Однако дефицит государственного целеполагания довольно скоро должен привести к появлению нового поколения политических лидеров, полагает мой итальянский собеседник. А с другой стороны... Вот появился молодой, 1975 года рождения Ренци и что?