Все о пенсиях в России

два дня назадИнвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

два дня назадСенатор Епифанова поддержала идею снизить пенсионный возраст для тружеников села

два дня назад«Известия»: Россияне смогут забрать до 412 тысяч рублей пенсионных накоплений

Можно ли было спасти СССР?

Восьмого декабря исполнится 25 лет подписанию Беловежского соглашения, которое поставило точку в истории сверхдержавы

22.11.2016 08:30

Автор: Геннадий Мельник

Можно ли было спасти СССР?
Владимир Жириновский. Фото: russkiymir.ru

Был ли неизбежен распад Советского Союза и какую роль в этом процессе сыграл ГКЧП? О причинах и последствиях событий 25-летней давности в рамках научной конференции «1991 год: поворот в мировой и российской истории» рассуждали их непосредственные участники.

«События, которые разворачивались 25 лет назад, являются ключевыми в современном отрезке истории, так как оказали огромное влияние на процессы, которые происходят сегодня, – сказал глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, открывая дискуссию, состоявшуюся 21 ноября в «Манеже». –  Не случайно президент Владимир Путин назвал распад СССР в декабре 1991 года геополитической катастрофой XX века. Мы до сих пор ощущаем последствия развала мощного государства, в результате чего были разрушены и продолжают рушиться судьбы десятков миллионов людей».

Союз распался неожиданно для всех

Это одно из самых необычных событий не только в истории нашей страны, но и в истории человечества. Известный американский политик Генри Киссинджер, рассуждая об эффекте распада СССР, писал, что ни одна великая держава никогда не дезинтегрировалась настолько полно и настолько быстро без поражения в войне.

«Супердержава неожиданно для очень многих исчезла, – отметил Никонов. – Исчезла тогда, когда этого никто особо не предсказывал. В тот момент, когда Михаил Горбачёв пришёл к власти в 1985 году, Советский Союз был на пике своего могущества».

Объяснений неожиданного крушения достаточно много. На Западе придерживаются мнения, что Союз пал в ходе холодной войны, не выдержав экономической гонки вооружений.

Вместе с тем историки утверждают, что в 80-е годы прошлого века коммунистический режим не повышал военные расходы. У отечественных исследователей наиболее популярны иные версии произошедших событий. Сторонники тех, кто в то время активно разрушал Союз, доказывают, что страна распалась по объективным причинам, в первую очередь из-за созданной неэффективной экономической и политической модели. Эта система попросту не выдержала внешнего и внутреннего давления.

Другая, полярная, точка зрения, состоит в том, что Союз можно было сохранить. Беловежское соглашение, по мнению ряда исследователей, это результат целенаправленных усилий, которые предпринимала заинтересованная в распаде как в Центре, так и на местах номенклатура.

Нерешительность или спектакль

В марте 1991 года состоялся референдум, на котором большинство населения страны проголосовало за «сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик». На 20 августа было назначено переподписание всеми республиками договора о вхождении в союз на новых условиях, которые, по сути, ставили под угрозу целостность СССР. За день до этого грянул ГКЧП.

Партия ЛДПР, которая к тому времени уже была на политической сцене, поддержала Государственный комитет по чрезвычайному положению. За что впоследствии подверглась репрессиям, была короткое время даже под запретом в Москве.  

«Не было ничего такого, что могло бы указать на нелегитимность ГКЧП, – пояснил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. – Весной 1991 года был принят закон о порядке введения в СССР чрезвычайного положения, который давал право создавать такой комитет. В него вошли все советские руководители, кроме Михаила Горбачёва».

По мнению политика, это была последняя возможность сохранить распадавшуюся страну и спасти людей, которые впоследствии станут жертвами межнациональных конфликтов в ходе «парада суверенитетов». Однако вместо активных силовых действий, которые бы помешали сепаратизму, члены ГКЧП три дня растерянно делали политические заявления. Из чего Владимир Жириновский делает вывод, что всё это было инсценировкой.

«Этот спектакль был нужен специально, чтобы дать основания для передачи власти от Горбачёва к Ельцину и получить легальный повод объявить о прекращении существования СССР», – отметил политик.

Нерешительные действия членов ГКЧП только ускорили процессы распада. 8 декабря 1991 года Советский Союз перестал существовать.

Западный след

Утверждение, что СССР распался по экономическим причинам, неверно, так как мы уже 25 лет живём с экономикой, которая менее эффективна, чем была при Союзе, считает советник Президента РФ Сергей Глазьев.

«Я бы не забывал о внешнем факторе, – указал он. – Как только рухнула советская властвующая элита, тут же у нас появилось огромное количество американских советников и консультантов. Первый импульс, который президент новой России Борис Ельцин получил от западного интеллектуального мира, – это Джефри Сакс (один из разработчиков политики «шоковой терапии»), который уверял, что всю советскую экономическую мысль следует выбросить на свалку».

Сергей Глазьев напомнил, что за 25 лет после Октябрьской революции 1917 года страна от разрухи Гражданской войны и полностью парализованной экономики прошла путь, позволивший в 1943 году победить под Сталинградом, а потом сокрушить всю европейскую мощь, собранную против нас Гитлером.

Стратегическое отступление СССР началось с Рейкьявика
«Мы спустя четверть века после смены госстроя имеем объём инвестиций, равный объёму 1991 года, рекордную преступность и эпидемию ВИЧ-инфекции», – отметил эксперт.

Причина сложившейся ситуации, на взгляд Сергея Глазьева, в идеологических ошибках, которые погубили СССР и продолжают губить Россию. На обломках социалистической системы некоторым странам удалось сделать экономическое чудо. Это Китай и Вьетнам. Однако мы пошли другим путём: проводя экономические реформы, пытаясь сохранить догмы социализма, которые не допускали частной собственности и эксплуатации человека человеком. Это привело к коллапсу системы управления.

«Сегодня мы находимся во власти других догм – рыночного фундаментализма, которые нам навязали западные советники 25 лет назад, – подчеркнул эксперт. – Четверть века мы находимся в стадии перехода к рынку! Сколько можно фактически оставаться в колониальном состоянии? Мы являемся потребителями иностранных продуктов и рабочей силой для транснациональных корпораций. До сих пор нами руководит Международный валютный фонд, который называют убийцей экономики. Никто в мире не следует слепо распоряжениям фонда, а нашему ЦБ ставят пятёрку и предлагают ещё 20 лет жить в стабилизационной ловушке с нулевыми темпами роста, потому что в стране нет кредитов».