Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Коррупцию выдавят из сферы госзакупок к 2018 году

В начале декабря депутаты рассмотрят поправки, регулирующие бюджетные траты на муниципальные нужды

22.11.2016 12:29

Автор: Алексей Никишин

Коррупцию выдавят из сферы госзакупок к 2018 году
 

В принятом в 2013 году законе о контрактной системе госзакупок по-прежнему остаётся немало коррупционных лазеек. Однако эксперты считают, что ситуация, хотя и не так быстро, но выправляется. Во многом благодаря законодательным поправкам, которые активно вносят Правительство и парламентарии.

Заказчика обязуют расплачиваться в срок

Система госзакупок окончательно сложилась в нашей стране к началу двухтысячных, когда наполненный нефтедолларами бюджет позволил сформировать более-менее сносное финансирование и на муниципальном уровне. Однако эта сфера стала одной из самых коррупционноёмких. Потери бюджетов всех уровней при совершении госзакупок составили в 2013 году 290 миллиардов рублей. Принятый закон, вводивший контрактную систему госзакупок, обеспечил гораздо большую прозрачность. И уже к 2015 году потери бюджета снизились вдвое – до125 миллиардов рублей.

Работа с госзаказчиком может обернуться для бизнесмена банкротством, что само по себе является нонсенсом

Тем не менее в закон продолжают вноситься поправки. Одну из них Комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал к принятию в первом чтении. Речь идёт о том, чтобы установить для государственных и муниципальных заказчиков обязательный срок расчёта с поставщиком. Он не должен превышать 30 дней. По данным Минэкономразвития, сейчас срок оплаты по контрактам составляет от трёх до восьми месяцев. А объём невыполненных платежей заказчиками превышает 33 миллиарда рублей. 
Коррупционеры не смогут участвовать в госзакупках

«Явление, когда государственные и муниципальные власти оттягивают расчёт с заказчиком, в последние годы стало массовым. Получается, что работа с госзаказчиком может обернуться для бизнесмена банкротством, что само по себе является нонсенсом, – заметил депутат Валерий Гартунг. Он напомнил, что объединение Россельмаш уже два года не может получить с государственного заказчика полтора миллиарда рублей. Причина задержек носит явно коррупционный характер, и ответственность за это следует ужесточить, – считает депутат.

С этим согласен и руководитель департамента Минэкономразвития по развитию контрактной системы Максим Чемерисов. По его словам, известны факты вымогательства со стороны чиновников при приёмке работ по госзаказу. Вот почему в законопроекте речь идёт о том, что за просрочку оплаты нести ответственность будет персонально руководитель, а не само ведомство.

Что ещё поменяли в законе о контрактной системе

На этой неделе в поле зрения журналистов попали сведения о деятельности татарстанских компаний «Татстрой», «Водоканалсервис» и «Татсельжилкомхоз». В 2014 году они получили на господряды почти 10 миллиардов рублей, что, по мнению экспертов, является кратно завышенной суммой.

Как это стало возможно? Ведь новая система госзакупок и господряда была внедрена почти за год до этого. Оказывается, упомянутый закон о контрактной системе госзакупок не распространялся на деятельность ФГУПов, ГУПов и МУПов. Эти организации, являющиеся по сути бюджетными, продолжали проводить закупки в рамках закона 223-ФЗ, который был принят 2011 году (223-ФЗ затрагивает деятельность госкорпораций, госкомпаний, естественных монополий, иных хозяйствующие субъектов, доля государства в которых превышает 50%). Отсутствие в Законе № 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что по данным Минэкономразвития, более 95 процентов закупок осуществляется вышеозначенными организациями на неконкурентной основе. 

Кстати, именно под действия 223-ФЗ попадают такие гиганты, как Мосводоканал, Мосгаз, ФГУП Метрополитен и другие. Многие из них уже попадали под критику СМИ за расточительное обращение с бюджетом. «ФГУПЫ и МУПы работают по 223-му закону, что не позволяет использовать конкурентные формы торгов при расходовании бюджетных средств», – говорит генеральный директор «Национальной ассоциации институтов закупок» Сергей Габестро.

Правовой пробел удалось ликвидировать только в этом году, когда президент подписал закон, обязывающий государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществлять госзакупки по контрактной системе. Эта норма вступит в силу с 1 января следующего года. А вот некоммерческие организации, осуществляющие капитальный ремонт жилых домов, закупают стройматериалы по контрактной системе уже с октября 2016 года. Это случилось также благодаря поправкам в законодательство. 

Откаты и взятки хотят исключить из госзаказа

Был перекрыт и канал, по которому средства бюджета под ширмой госзакупок уходили в офшоры. С 2015 года компаниям, зарегистрированным в офшорах, запрещено участвовать в конкурсах госзакупок. По рукам ударили и любителей покататься за счёт бюджета на дорогих авто. Постановление Правительства ввело нормативы для госучреждений в части приобретения или аренды автомобилей, что позволило сократить бюджетные расходы на этот вид госзакупок.

Меньше стало на рынке и компаний-посредников, которые, выиграв конкурс, нанимали субподрядчиков. В постановлении Правительства обозначен минимальный объём работ, которые компания должна выполнить собственными силами.

Мы на правильном пути

В целом эксперты позитивно оценивают шаги законодателей по реформированию системы госзакупок, однако признают, что сделать предстоит ещё очень много. «Закон о контрактной системе госзакупок, пришедший на смену закону о госзаказе, стал большим шагом вперёд», – считает заместитель генерального директора Национальной ассоциации институтов закупок Мария Семёнова.

Например, законодателям удалось решить проблему демпинга, когда победительницей конкурса считалась компания, предлагающая наименьшую цену. Подобный принцип оказался порочным. Известен случай, когда госучреждения закупали дешевые принтеры, но картриджи к ним впоследствии оказывались дороже обычных. Желание демпинговать отбили с помощью требования предоставить обоснование заявляемой цены.

Кроме того, новый закон запретил заключение контрактов, если компанию-поставщика возглавляют родственники заказчика. Он же определил нормирование закупок, а контракты на сумму свыше одного миллиарда рублей должны проходить общественную экспертизу. Таким образом, стали уходить в прошлое «золотые» кровати и кресла, которые иногда заказывали весьма серьёзные федеральные ведомства.

«Начата работа электронизации госзакупок. В настоящее время в электронной форме проводятся только электронные аукционы в рамках контрактной системы», – сообщила Мария Семёнова. Она отметила, что в Госдуме сейчас находятся два правительственных законопроекта по переводу всех конкурентых закупок в электронную форму.

Перевод всех госзакупок в электронный вид, по мнению эксперта, должен поставить окончательный заслон коррупции при госзакупках. «Электронизация позволит существенно расширить доступ к процедурам закупок, обеспечит анонимность заявок, снизит возможности привлечения заказчиком к процедуре «своих» поставщиков», – рассказывает Мария Семёнова. Для внедрения электронных торгов может возникнуть необходимость в отдельном законе. Кстати, Минэкономразвития такой документ уже разработало (законопроект называется «Об открытых торгах в РФ»).

Другим важным шагом должно стать повышение централизации госзакупок. То есть необходимо создать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий закупки для федеральных нужд.

«Сегодня система госзакупок активно совершенствуется, – делает вывод Мария Семёнова, – Создана целая инфраструктура закупочной деятельности:  работает единая информационная система, электронные торговые площадки, банки, страховые организации, удостоверяющие центры и другие сервисные организации».

Словом, развитие идет в правильном направлении. Однако, чтобы коррупция окончательно исчезла из сферы госзакупок, необходимы усилия всех участников процесса. По мнению аналитиков, это может произойти не ранее 2018 года.

«Золотые» кровати и томографы

Завышение цены при осуществлении госзакупок – одна из распространённых форм проявления коррупции. Вот наиболее крупные скандалы, разразившиеся в России с начала 2000-х.

2008 год

Подведомственные региональным министерствам здравоохранения учреждения закупали дорогое медицинское оборудование (например, томографы) по ценам, которые были в 2-3 раза выше цен производителей. В разбирательстве тогда принял участие Президент России Дмитрий Медведев, который лично поручил правоохранительным органам наказать всех виновных в выявленных махинациях. Дело получило название «золотые томографы».

2009 год

На официальном сайте госзакупок появилось объявление Министерства внутренних дел РФ о закупках «офисной мебели», включая две кровати из массива дерева с ручной резьбой и позолотой, на общую сумму более 4 миллионов рублей. Представитель ведомства пояснил, что мебель и предметы интерьера приобретаются для Дома приёмов МВД, расположенном в Серебряном бору.

2013 год

В деревне Харампур Ямало-Ненецкого округа чиновники объявили аукцион на покупку внедорожника Nissan Patrol в максимальной комплектации стоимостью 3,4 миллиона рублей, что было в полтора раза больше деревенского бюджета на здравоохранение (2 миллиона рублей).

2015 год

ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер» заключил контракт на покупку препарата эрибулин. Больница на электронном аукционе приобрела 29 упаковок по цене 52 тысячи рублей за упаковку. По подсчётам экспертов, переплата составила 267,5 тысячи рублей, или 17 процентов, если сравнивать с ценами на этот препарат в системе госзакупок по всей стране.

Елена Перминова
Елена Перминова заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам – Закон о контрактной системе госзакупок стал шагом вперёд по сравнению с прежним законом, регулирующим эту сферу. Тем не менее процедура остаётся неудобной и для заказчика, и для исполнителя, а главное – в ней сохраняются лазейки для коррупции. Условия конкурсов и по срокам проведения, и по техническим требованиям по-прежнему можно составить таким образом, чтобы им соответствовала лишь одна заранее известная компания. Есть и ещё одна проблема. Коррупционность сместилась с этапа организации конкурса (там стало всё-таки больше прозрачности), на этап приёмки работы заказчиком. Здесь нет строгого контроля и происходит масса нарушений. Поэтому все ожидают, когда Минэкономразвития разработает регламент процедуры приёмки работ. Это позволит закрыть ряд лазеек при госзакупках.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 8560