Владимир Колесников: президенту Путину надоело их уговаривать
Генерал-полковник полиции считает, что в деле Улюкаева скоро появятся новые фигуранты
Тема: Путин уволил министра Улюкаева
Как трактовать громкое задержание Алексея Улюкаева - министра экономического развития и одного из ключевых персонажей команды либеральных экономистов, четверть века определяющих модель развития страны? И останется ли этот факт лишь громким эпизодом криминальной хроники или станет поводом, чтобы пересмотреть в принципе экономическую и кадровую политику? На эти темы по просьбе "Парламентской газеты" размышляет генерал-полковник Владимир Колесников, доктор юридических наук, в прошлом первый заместитель министра внутренних дел и заместитель Генерального прокурора РФ.
-Владимир Ильич, что подсказывает Вам громадный опыт оперативно-следственной работы – история с Улюкаевым – это проявление, скажем так, его возможных персональных криминальных наклонностей или системное и организованное действие?
- Не хочу предвосхищать события и высокопрофессиональную пока работу сотрудников ФСБ и следователей, но, на мой взгляд, вне всякого сомнения это не «голубой воришка-одиночка». Речь может идти об организованной группе с распределением ролей, где можно выделить исполнительские контуры, защитные механизмы и так далее.
Если судить по ставшим известными деталям – то, что задержание действительно стало для Алексея Улюкаева неожиданным и он стал звонить, как сказано, «высокопоставленным покровителям», группа эта работает давно и в своём понимании эффективно.
Правда, я не стал бы стопроцентно ассоциировать «высокопоставленных покровителей» с официальными руководителями, это вполне могут быть «серые кардиналы», не имеющие сегодня отношения к госслужбе. Подобные схемы известны и у нас, и в мировой юридической практике, они в принципе схожи, независимо от так сказать, властного или должностного уровня, могут быть и в сельсовете, и, допустим, в американском сенате или конгрессе, и, как видим, на уровне министра.-Но системной криминальной организации надо противопоставлять и системную деятельность правоохранительных органов…
-А вы не заметили, что она идёт постоянно, начиная с 2000 года, с большим или меньшим успехом. А последние год-два резко повысилась эффективность действий и полиции, и ФСБ, и прокуратуры по всем направлениям. Я связываю это помимо всего прочего с тем, что общественные приоритеты изменились после Южной Осетии, Крыма, Донбасса… Страна стала осознавать, что у нас есть свои интересы и право их защищать. А кое-кто по-прежнему числил себя по категории общечеловеков из девяностых, которым дозволено всё, в том числе и без особого пиетета относиться к казённым деньгам и собственности. Наш президент неоднократно предупреждал официально и, думаю, неофициально тоже: повернитесь лицом к нуждам общества, прекратите заниматься личным и очень часто незаконным обогащением, верните выведенные в офшоры деньги и так далее.
А теперь, такое впечатление, президенту надоело уговаривать этих ребят. И пошли действия, системные и неотвратимые.
Вспомните, сколько больших руководителей было задержано в последние год-два: губернаторы крупнейших субъектов Федерации, заместители министров, не говоря об управленцах рангом ниже. А ведь каждый из таких руководителей, как правило, входит в ядро обширной организованной группы с криминальным уклоном.- Что может быть дальше, каких изменений ждать?
-Хочу подчеркнуть, что коррупция порождена во многом нынешней экономической системой и либертарианской идеологией социал-дарвинизма – богатейте любой ценой, миллиардер всегда прав. Эта система не эффективна в длительной исторической перспективе и порождает криминалитет, о чём свидетельствует опыт тех же США, в которых победил на выборах противник монетаризма и либератрианства. Думаю, что стоит ожидать не только кадрового обновления, но и отказа от либеральной экономической политики. Даже известные рыночники, такие, как Эльвира Набиуллина из ЦБ, официально заявляют, что действующая сырьевая модель экономики себя исчерпала. Потому будем ждать изменений.
- Возможны ли новые задержания по делу Улюкаева?
- Весьма вероятны. Я уже говорил, что предполагаю: речь идёт об организованной группе. Следовательно, надо искать в круге общения бывшего министра. Уверен, что такие данные в правоохранительных органах есть, ведь они более года вели оперативно-технические мероприятия. И по мере следствия появятся новые фамилии и новые подробности.