Для проповедников хотят установить региональные правила
Архангельские депутаты предложили предоставить субъектам Федерации право регулировать миссионерскую деятельность
Документ должен контролировать работу миссионеров, в том числе приехавших из-за границы.
В каждом регионе – свои миссионеры
Госдума собирается рассмотреть эту инициативу в первом чтении на пленарном заседании 16 ноября. Проект закона определяет понятия «миссионерская деятельность», «миссионер», «информационная миссионерская деятельность» и «организационная миссионерская деятельность».
В соответствии с законопроектом субъекты на своей территории сами будут устанавливать порядок осуществления религиозным объединением миссионерской деятельности, поскольку, как уверены депутаты Заксобрания Архангельского области, в каждом регионе свои социально-экономические и геополитические особенности. Сейчас же, считают местные законодатели, разграничивая полномочия между федеральными и региональными властями в сфере религиозной деятельности, законодательство страны напрямую не наделяет власти субъектов полномочиями регулирования вопросов, связанных с миссионерской деятельностью.
Закон будет один на всю Россию
Пока законы о миссионерах действуют в девяти регионах. Это Курская, Белгородская, Смоленская, Воронежская, Костромская, Псковская, Новгородская, Еврейская автономная области, Республика Северная Осетия – Алания. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Дмитрий Вяткин объяснил «Парламентской газете», что предлагаемые архангельскими коллегами нормы уже есть в так называемом пакете законов Яровой, который в том числе ужесточает и требования к миссионерской деятельности. «Все региональные законы скоро будут признаны утратившими силу», – сказал он.
27 октября местный закон уже отменили депутаты Заксобрания Ямала. Документ был принят полгода назад для контроля за деятельностью проповедников, которые оказывали негативное влияние на аборигенов Ямала. Существование дублирующего регионального закона, хотя он и принят раньше, расценивается как превышение регионом полномочий.
«В соответствии с действующим законодательством контроль за деятельностью всех религиозных организаций осуществляется централизованно Министерством юстиции и его территориальными подразделениями, – сказала «Парламентской газете» руководитель юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения Чернега. – Так что передача полномочий региональным органам власти будет противоречить нормам федерального законодательства». Она уверена, что законопроект архангельских депутатов принят быть не может.
Миссионеры заплатят штраф
Согласно «пакету Яровой», миссионерской деятельностью могут заниматься только зарегистрированные организации и только в специально предназначенных для этого помещениях либо уполномоченные на это лица. В федеральном законе приняты более жёсткие штрафы для провинившихся миссионеров, чем, например, в законе Ямальского заксобрания. Если ямальский закон предполагал штрафовать проповедников на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, то в «пакете Яровой» штраф – от 5 до 50 тысяч рублей для граждан и от 100 тысяч до 1 миллиона рублей для юридических лиц.
Но какие-то нормы региональных законов можно перенести в федеральное законодательство. Ямальский закон «О миссионерской деятельности» предполагал, что проповедник должен обязательно уведомить власти региона, где он собирается работать. Для этого он был обязан предоставить в муниципалитет паспорт, документ о принадлежности к религиозной организации, копию приглашения его в регион, программу миссии, перечень брошюр и книг, а также аудио- и видеозаписей, которые он намерен распространять, и свидетельство о регистрации по месту пребывания, если миссионер приезжий.
Отдельно оговаривалось, что миссионер имеет право проповедовать только в культовом религиозном учреждении, а работать с несовершеннолетними детьми может только с письменного согласия родителей. Иностранный миссионер не имел права проповедовать на Ямале, если он прибыл на территорию округа по туристической визе. В его въездных документах цель поездки должна быть «миссионерской».
Проповедники пошли под суд
Федеральный закон о миссионерской деятельности заработал быстро – уже в августе в Санкт-Петербурге по решению суда был признан виновным в незаконной миссионерской деятельности архиепископ неканонической украинской реформаторской православной церкви Сергей Журавлёв. Правоохранительным органам не понравилась его проповедь в помещении организации «Новая надежда». Журавлёва обвинили в том, что он пытался склонить еврейскую общину перейти в православие. Проповеднику пришлось заплатить штраф в размере 5 тысяч рублей.
В октябре в Кемерове сотрудники Центра по противодействию экстремизму выявили группу верующих, которые вели проповеди без разрешения. Как было установлено, руководитель религиозной группы, назвавший себя епископом, не сообщил о создании церкви в местную администрацию и Минюст РФ по Кемеровской области и не зарегистрировал церковь. В отношении «епископа» было возбуждено административное дело, Заводский районный суд оштрафовал его на 40 тысяч рублей.
На днях в нарушении закона о миссионерской деятельности обвинили неформального лидера астраханских сайентологов. Как сообщила помощник прокурора Кировского района Елена Лиджи-Горяева, задержанная женщина организовала «Церковь сайентологов», шатёр которой появился в сентябре возле торгового центра в Астрахани. Там людям рассказывали о сайентологии и вовлекали их в религиозное объединение. При этом деятельность проповедников официально не была зарегистрирована. Женщина, занимающаяся проповеднической деятельностью 10 лет, вместе со своими сторонниками организовала «Волжский тур доброй воли», с которым успела побывать в Волгограде и Саратове. Суд признал неформального лидера астраханских сайентологов виновной и приговорил к штрафу в 5 тысяч рублей.
Будут ли такие низкие штрафы препятствовать незаконной деятельности миссионеров? Ксения Чернега уверена, что для начала надо проверить, как работает федеральный закон. «Он был принят только летом, и нужно проанализировать практику его применения», – сказала она. Но в случае если через миссионеров действует крупная религиозная организация или секта, то штраф, безусловно, должен быть больше.