Болгария и Молдавия отворачиваются от Брюсселя. Кто следующий?
В воскресенье Евросоюз получил как минимум два чувствительных репутационных удара
Пока Федерика Могерини ратует за сохранение санкций против России, в странах Европы растёт протест против диктата евробюрократов.
В воскресенье «озабоченная Трампом» верховный представитель Европейского союза по иностранным делам Федерика Могерини обсуждала с министрами иностранных дел стран ЕС взаимоотношения с будущим президентом США и сохранение санкций против России. В это время в Болгарии во втором туре президентских выборов с результатом 59,3 процента победил генерал Румен Радев. Его кампания проходила под открыто пророссийскими и евроскептическими лозунгами. По этому поводу уже ушёл в отставку правоцентристский премьер страны Бойко Борисов. А в Молдавии, имеющей несколько лет с ЕС договор об ассоциации и зону свободной торговли, президентские выборы выиграл лидер социалистов Игорь Додон. Он уже объявил о намерении ревизовать ассоциацию с ЕС и вернуть торговые отношения с Россией. Свой первый визит он собирается совершить в Москву.
Что это значит?
Российский политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин призывает не строить иллюзий и напоминает, что в Восточной и Южной Европе уже были примеры, когда лидеры, пришедшие к власти под пророссийскими лозунгами, не проводили обещанной политики. «Финансовое «обаяние» Запада и грубое давление США не раз меняли направление их политики. Поэтому заранее бить в победные барабаны я бы не стал», – полагает он.
«И в Болгарии, и в Молдавии была схожая модель выборов. И там и там оба кандидата упростили себе жизнь, выбрав противоборствующие платформы – условно проевропейскую и условно пророссийскую. При этом и Додону, и Рудеву придётся учитывать интересы Европейского союза. И фактор Вашингтона тоже будет играть большую роль», – продолжает политолог. «Избранным лидерам не позавидуешь – им предстоит умело маневрировать между Сциллой пророссийской и Харибдой прозападной ориентации», – заключает Алексей Мухин.
Не строить иллюзий
Олег Неменский, ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований (РИСИ), также предлагает не поддаваться возможным иллюзиям.
«Говорить о том, что выбраны действительно пророссийские лидеры, то есть согласные с какими-то российскими предложениями, оснований пока нет, потому что предложений этих нет. Просто потому, что Россия сейчас мало что может предложить этим странам. В том числе из-за Украины, которая как жёстко антироссийское государство блокирует развитие российских геополитических и иных проектов на пространстве «за Украиной». Да и российская экономика сейчас далеко не на подъёме и возможности России не такие уж большие», – говорит Олег Неменский.
Голосование за кандидатов, осознаваемых как «провосточные», хотя это отнюдь не факт, связано с разочарованием и болгар, и молдаван в Европе, в ранее сделанном «европейском выборе».
Молдаване получили всё, о чём многие украинцы сейчас только мечтают, – полную действующую ассоциацию с ЕС и безвизовый въезд туда. Но счастье не настало, Молдавия – одна из самых бедных, если не сказать, нищих стран Большой Европы. Болгария, вступившая в ЕС более шести лет назад, остаётся самой бедной его страной и уже потеряла надежду на развитие. И Болгария, и Молдавия живут сейчас несравненно хуже, чем в их социалистическом прошлом. И это касается не только личного уровня, но и уровня государств – они деградировали, пережили деиндустриализацию и впали в нищету. Огромная часть населения – на заработках вовне. Отсюда разочарование в прозападном курсе, которое конвертируется в ностальгию по прежним временам, когда большую роль играла Россия. Скорее, это голосование «от противного», чем за какие-то перспективы, которые Россия могла бы предложить.Польский сигнал
Впрочем, отчётливый сигнал раздражения прозвучал не только из Болгарии и Молдавии. Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский по итогам воскресной неформальной встречи в Брюсселе глав МИД стран ЕС высказался весьма недвусмысленно. «Сегодня у нас есть проблемы в Европе – с еврозоной, институтами, Brexit. Мы теряем вторую экономику Европы и пятую в мире. У нас много проблем и вокруг Европы: незаконченный российско-украинский конфликт, пять лет не знаем, как помочь Сирии и Ливии, не в курсе, что дальше [делать] с «Восточным партнёрством», которое важно для нас», – отметил он.
Поэтому «особая озабоченность» Евросоюза из-за отношений с Вашингтоном «немного преувеличена». «Это страна с устоявшейся демократией и никто не ставит под сомнения результаты выборов», – отметил Ващиковский. Он полагает, что американские выборы не были той «насущной проблемой, рассмотрение которой требовалось на встрече глав дипломатии стран ЕС».
Учтёт ли Евросоюз все эти настроения? Похоже, только после смены лидеров ряда его ведущих стран.