Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Реформы в России и в Китае породили новую социальную реальность

Но к ней наши страны шли разными путями

07.11.2016 15:33

Автор: Людмила Глазкова

Реформы в России и в Китае породили новую социальную реальность
Фото AP-TASS

В ИА ТАСС прошла презентация результатов сопоставительных исследований социальных изменений, возникших в ходе реформ в России и в Китае. Они выполнены под руководством директора Института социологии РАН, академика РАН Михаила Горшкова и вице-президента Китайской академии общественных наук (КАОН), академика Ли Пэйлинь.

Два научных учреждения тесно сотрудничают в течение последних семи лет. Плодами совместных исследований стали три издательских проекта – об изменениях в социальной структуре общества, молодежи XXI века, идеальном обществе в мечтах россиян и китайцев.

На месте крестьян, рабочих и интеллигенции возникли десять новых социальных слоев

Современная социальная структура и в России ещё в процессе изменения и не отличается стабильностью. Разгосударствление и приватизация породили экономику с широким спектром форм собственности: государственная, частная, муниципальная, арендная, акционерная, смешанная и так далее. Обострились и углубились имущественная дифференциация, политические предпочтения социальных групп, поляризация интересов владельцев материальных элементов труда, средств производства и наёмных работников. Это формирует сложный комплекс новых классовых и социально-экономических интересов.

Основные тенденции в российском обществе характеризуются происходящими изменениями в системе отношений собственности, распределения, общественной организации труда, в сфере социальной мобильности. Возникли новые социальные общности и новый баланс социальных сил. Так, за годы реформ в России в два раза возросла категория предпринимателей (работодателей). Социальное устройство в нашей стране отвечает понятию «поляризованный плюрализм». Его основная ось – становление средних слоев.

Рынок труда востребует сегодня профессионалов и специалистов, способных по-новому осуществлять свои производственные функции. Он разделяется на два главных сегмента: профессии, обслуживающие институт частной собственности, и  профессии, обслуживающие госсобственность. Круг первых ограничен, спрос на вторые выше, но оплачиваются они ниже. Стабилен спрос и там, и здесь на профессию менеджер при его максимальной сосредоточенности в торговле (31,9 процента), промышленности (13,1 процента), СМИ (7,6 процента).

Принципиальный вывод: за годы реформ российское общество сложилось как новая социальная реальность. На месте существовавших в СССР рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции возникли 10 социальных слоев (страт), различающихся по имущественной обеспеченности, наличии недвижимости и сбережений, качеству жилищных условий, использованию платных социальных услуг и досуговых возможностей, связанных с дополнительными расходами.

В двух первых нижних стратах находится население за чертой бедности, третьей и четвёртой – малообеспеченные. Ещё четыре (с 5 по 8) занимают средние слои. Богатые россияне входят в 9-ю и 10-ю страты, хотя по меркам западных стран их можно отнести к верхним слоям мидл-класса. В целом представители пятой–десятой страт и составляют благополучное население.

Лозунг реформ в Китае «Переходить через реку осторожно, нащупывая камни»

на 300 млн человек упал коэффициент рождаемости в Кмтае за 30 лет
В социальной структуре китайского общества в результате реформ проявились очень интересные тенденции. Во-первых, не только образовались класс крупных и средних собственников, слой «новых бедных», маргиналов, безработных, но и наблюдается их адаптация к новым статусно-ролевым функциям. Происходит  переориентация социальной и личной идентичности. Во-вторых, налицо исторические изменения типа структуры населения. Этап высокой рождаемости, высокой смертности и низкого естественного прироста сменился этапом низкой рождаемости, низкой смертности и низкого естественного прироста. Причины – развитие экономики, социальная трансформация и политика планирования рождаемости. Она стартовала в 70-х годах и в 80-е усилилась лозунгом «Одна семья — один ребёнок». За 30 лет коэффициент рождаемости упал примерно с 6 до 1,8, что вызвало сокращение населения КНР на 300 миллионов человек. Снижение социальной нагрузки вносит вклад в социально-экономическое развитие, но в то же время обусловило переход от типа населения молодого и среднего возраста к типу населения пожилого возраста. В-третьих, семья приобрела нуклеарные черты и идёт от расширенного формата к миниатюризации. В городах постепенно формируется поколенческая структура «4–2–1» (четверо бабушек-дедушек, двое родителей и один ребёнок). Пожилой тип населения и уменьшение «ячейки общества» – вызов модели традиционной китайской семьи.

В-четвертых, новая структура экономики включает в себя государственный (основной субъект), коллективный, индивидуальный, частный секторы и другие экономические формы. В обществе сформировались профессиональные группы (классы) рабочих, руководящих кадров, сельскохозяйственных и инженерно-технических работников, служащих, менеджеров, индивидуальных и частных предпринимателей. Дифференциация социальных классов и разнообразие предприятий породили многоуровневые интересы и потребности. Из страны с равным распределением доходов Китай превратился в страну со значительным разрывом в доходах населения.

В-пятых, китайская реформа основывается на уроках прошлого опыта. Ее лозунг «Переходить через реку осторожно, нащупывая камни» объясняет, что на начальном этапе преобразований целеполагание было размыто. Принципиальным моментом стало именно планомерное, без резких скачков переустройство, точечные эксперименты и тонкая регуляция системных реформ. Достоинством такой модели является соединение подготовленной стратегии и активности преобразований и учёта опыта.

В-шестых, постепенная демократизация. Китайцы судят о преимуществах политического режима не на основе теоретических принципов, а по реальным практическим результатам, по тому, насколько он полезен социально-экономическому развитию и улучшению жизни. В реформе эффективно реализовалась политика открытости, обеспечившая широкое привлечение иностранного капитала и передовых технологий.

Российская молодёжь более политизирована, чем их китайские сверстники

Проблематика молодежи – тема, широко освещаемая в обеих странах. Ведь именно она определяет, каким будет «прекрасное далёко». И там, и здесь её отличает раскрепощённость, индивидуальная инициативность, свободомыслие, стремление к качественному образованию и профессиональному карьерному росту, желание самим решать свою судьбу. С другой стороны, имеет место и «эластичность» нравственного сознания и поведения, правовой нигилизм, ранний жизненный прагматизм и эгоизм.

В России для юношей и девушек очень важна идентификация себя в качестве гражданина РФ. Это одна из предпосылок формирования гражданской нации. Близость с европейцами к числу ведущих идентичностей российской молодёжи не относится (её упомянули лишь 18 процентов юношей и девушек). Это значит, что наше подрастающее поколение пока не осознает себя в значительной степени «европеизированным».

Вызывает озабоченность факт недооценки частью городской молодёжи значения движения России в направлении большей востребованности человеческого капитала на рынках труда. Здесь она уступает старшим возрастам. Почти половина опрошенных склоняются к экстенсивному использованию страной имеющихся природных ресурсов — пути, который может принести краткосрочный результат, но в долгосрочной перспективе не обеспечивает ей стратегических преимуществ. Чем ниже образование – тем выше уровень поддержки. Не исключено, что для этой категории западный путь развития ассоциируется в первую очередь с атрибутикой общества потребления.

Раскол молодых россиян по этому вопросу на два близких по численности лагеря сторонников противоположных взглядов – яркая демонстрация её гетерогенности, то есть разнородности, различия ценностей у разных групп. При этом значительная часть молодёжи за повторение Россией пути западных стран. Более чем 2/3 россиян до 30 лет готовы к переменам. И хотя среди всех россиян преобладает выбор общества равных возможностей, а не равных доходов, именно среди молодёжи этот вариант находит наибольшую долю сторонников. Аналогично и в отношении к конкуренции. Таким образом, именно молодёжь выступает в современном российском обществе носителем норм и ценностей, характерных для обществ модерна в противовес традиционным.

Социальная трансформация в Китае создала уникальный фон для становления юношей и девушек и увеличила эффекты, благодаря которым они отличаются от предыдущих поколений. Нынешняя китайская молодёжь отличается от поколения своих родителей по целому ряду параметров. У неё иные модели потребления, она выбирает новые и высокотехнологичные продукты и услуги, отдавая предпочтение чувственным удовольствиям, эстетическому наслаждению и жизненному комфорту.

У неё больше образовательных возможностей, так как шансы на поступление в вуз увеличились более чем вдвое. С другой стороны, выросла и конкуренция, которая отбрасывает детей из сельских и деревенских семей с низкими доходами. Их удел – трудовая миграция в города. Эта группа противостоит группе «белых воротничков». Это и есть основные части общества в современном Китае.

В нашей стране выше запрос на справедливость, чем в Поднебесной

Мечта не только связана с заветным желанием, исполнение которого сулит счастье, это и образ желаемого будущего, и мотивация к деятельности. Межстрановые сравнения особенно познавательны и поучительны, так как позволяют понять: представляют ли собой «русская мечта» и «китайская мечта» альтернативные общественные проекты? Это особенно актуально, так как за плечами обоих государств реформы с разными путями перехода к рынку от плановой экономики. Разными были и ниши, которые заняли в международном разделении труда. Результаты высветили и общее, и особенное.

Первое. Общее – желание жить в великих и процветающих державах. Общее и в том, что маркетизация всей общественной жизни по мере встраивания в рынок пока не привела к утрате специфики национальных культур. Общество потребления в РФ и КНР ещё не воплотилось в законченном виде.

Цивилизационные различия проявляются в том, что у нас выше запрос на справедливость общественного устройства, на работу, которая бы обеспечивала возможность самореализации. Втрое больше россиян включают образ устройства общества в число трёх главных мечтаний. Китайцы более приземленны и сосредоточены на повседневной жизни. Здесь сказывается разница в уровнях экономического развития, поскольку в РФ до сих пор выше уровень доходов, образованности, урбанизации, чем в Китае. Одно из главных противоречий современного китайского общества вытекает из воспроизводства социального неравенства, к которому добавляются семейные классовые различия и городское неравенство.

Но и тут налицо сближение. Несколько лет назад руководство КНР сформулировало новую «Великую китайскую мечту», которая сопрягает достижение стратегических национальных целей с индивидуальными целями граждан.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 6321