Дамаск уже планирует послевоенную жизнь
Однако решающая битва за Сирию ещё впереди
Разнонаправленные интересы Москвы и Вашингтона в этой ближневосточной стране серьёзно осложняют возможность мирного урегулирования ситуации. Удастся ли двум державам договориться по Сирии, мы узнаем после 8 ноября, когда в США выберут президента. В этом убеждены эксперты, которые в пресс-центре «Парламентской газеты» обсуждали перспективы возобновления консолидированной борьбы с террористами.
Когда год назад Россия начала оказывать военную помощь Башару Асаду, официальный Дамаск контролировал всего 14 процентов территории Сирии. Сейчас — 40 процентов. Под прикрытием российских Воздушно-космических сил сирийские правительственные войска продолжают отвоёвывать у террористов города и деревни. И если им не будут мешать, то освобождение всей страны — дело не такого уж длительного времени.
С оптимизмом смотрит в будущее и сирийское правительство, которое сегодня занято разработкой планов по восстановлению республики после войны. Приоритетной задачей является оживление сельского хозяйства в освобождённых районах. А Дамаск живёт обычной мирной жизнью: открыты кафе и рестораны, работают правительственные учреждения, музеи и театры. О том, что в стране идёт война, напоминают только блокпосты на дорогах.
Битва за Алеппо
Возобновление после кратковременного перемирия боёв за второй по величине сирийский город Алеппо вызвало бурю протеста у США и их западных союзников.
Взятие под полный контроль правительственными войсками Алеппо и его пригородов — как в своё время успешный штурм Берлина — может положить конец затяжной войне в Сирии и стабилизировать Ближний Восток. В чём, конечно, не заинтересованы в Вашингтоне, где с самого начала конфликта ратовали за падение режима Асада. Отсюда и попытки путём договорённостей между Сергеем Лавровым и Джоном Керри установить с 12 сентября перемирие, чтобы сохранить статус-кво города, поделённого на несколько частей между правительственными войсками и многочисленными группировками так называемой умеренной оппозиции.
Перемирие было сорвано, как сообщают в Минобороны, по вине же подконтрольных США отрядов боевиков, которые, как оказалось, не особо поддаются контролю. Затишье они использовали для перегруппировки и пополнения боеприпасов, после чего продолжили обстрелы позиций сил Башара Асада, вынудив их на ответные действия.
С другой стороны, многие эксперты не верят, что правительственные войска способны надолго перехватить военную инициативу. Сейчас от 350-тысячной армии у сирийского президента под ружьём осталось всего 150 тысяч человек.
- Самое тяжёлое, что за пять лет в боях с подразделениями «Исламского государства» (террористическая организация, запрещённая в России. — Прим. ред.) были выбиты наиболее боеспособные подразделения, — констатировал президент ассоциации военных корреспондентов и фронтовых операторов «Военкор», профессор Марат Мусин. — А город Алеппо имеет важнейшее стратегическое значение, борьба за который будет ожесточённой.
По словам эксперта, с 2012 года город подвергается исламистским атакам, инспирированным Саудовской Аравией и в большей степени Турцией, которая втайне претендует на север Сирии.
- «Джебхат ан-Нусра» (террористическая организация, запрещённая в России. — Прим. ред.), снабжаемая Анкарой, противостоит сегодня правительственным войскам под Алеппо, — пояснил Марат Мусин. — В случае победы антиасадовской коалиции Турции не составит труда найти повод захватить север Сирии. А это будет удар по престижу России.
Однако эксперт предупреждает, что проблемой для нашей страны может обернуться и победа сирийских правительственных войск. Взяв город и развивая тактический успех, они войдут к границам с Турцией, а антитурецкие настроения в армии очень сильны, что может вылиться в противостояние, в которое будем втянуты и мы, считает эксперт.
Сможем ли мы договориться?
Цели, которые ставят перед собой Москва и Вашингтон, в Сирии разнонаправленные, что сводит к минимуму шансы на мирное урегулирование ситуации через диалог. Среди главных задач, которые США решают на сирийском фронте, — разрушение территориальной целостности страны и смена режима. В этом случае Россия будет вытеснена с Ближнего Востока, уверен старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Борис Долгов.
Россия, Иран, Ирак выступают за стабилизацию обстановки в стране, за сохранение её территориальной целостности и суверенитета.
- Таким образом, мы защищаем и собственные рубежи, Сирия — передний край обороны России от исламизма, ведь в случае распада республики к власти там придут радикальные группировки, — подчеркнул Долгов.
Что касается Вашингтона и его союзников, то они стремятся устранить Сирию как союзника Ирана, чтобы ослабить своего давнего оппонента, отметил эксперт. По его мнению, сотрудничество между Россией и США на этом фронте если и возможно, то только в рамках проведения гуманитарных операций в регионе.
Сами сирийцы, воодушевившись поддержкой России, намерены вести войну до победного конца. Другого способа сохранить суверенитет и целостность страны они не видят, рассказал член президиума «Офицеры России» Александр Ионов, который недавно вернулся из поездки в Сирию.
По его словам, эту решимость ощущают и в антиасадовской коалиции. По-другому нельзя интерпретировать слова представителя Госдепа США, предрекавшего России волну терактов и сбитые самолёты за отказ от соблюдения перемирия.
- Заявления Госдепа — это прямая угроза, это призыв к действию, — категоричен Александр Ионов. — Это косвенное объявление нам войны.
Возможны провокации
Громкие и нередко абсурдные заявления по разному поводу — это часть манеры поведения американских политиков, считает директор фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Виктор Ананьев. При этом они всегда могут сказать, что выражают лишь собственное мнение, а не позицию государства. Это делается, чтобы проверить реакцию с нашей стороны, насколько решительно мы готовы ответить. Как правило, потом все делают вид, что ничего не произошло, пояснил эксперт.
Ответ российских военных был предельно жёстким. «В вопросах обеспечения безопасности граждан России, где бы они ни находились, торга не будет. Это наш главный и безусловный приоритет», — заявили в Минобороны, добавив, что американская сторона должна исключить в диалоге с Москвой даже намёки на угрозы российским гражданам и военнослужащим.
Тем не менее Министерство иностранных дел России распространило предупреждение, в котором призывает всех сограждан, находящихся в данный момент за границей, быть крайне осторожными и сегодня, 30 сентября, по возможности избегать нахождения в людных и общественных местах. Причиной для беспокойства стал объявленный радикалами «День гнева» в связи с возобновлением боёв в Алеппо.
Эксперт в области безопасности Виктор Ананьев связывает перспективы развития сирийского конфликта с предстоящими в США выборами главы государства, которые пройдут 8 ноября.
- Если выиграет республиканец Дональд Трамп, представляющий государственную элиту, многие участники конфликта в Сирии сменят свою позицию и станут сговорчивее, — уверен политолог. — Если же одержит победу Хиллари Клинтон, ситуация накалится до предела.
Пока же эксперт советует российским военным, остающимся в Сирии, быть максимально бдительными — до начала ноября возможны различные провокации и атаки, к которым российская сторона должна быть готова.
По словам Марата Мусина, одна из таких провокаций может произойти в скором времени в районе города Дейр-эз-Зор. Этот населённый пункт на северо-востоке Сирии удерживает сирийская арабская армия в количестве 4 тысяч человек и 7 тысяч ополченцев. Помимо этого, в городе осталось около 150 тысяч мирных жителей. С марта прошлого года люди находятся в полной блокаде.
- США силами коалиционных войск сейчас выдавливают боевиков «Исламского государства» из Ирака, которые прямиком идут на Дейр-эз-Зор, — рассказал эксперт, недавно побывавший в том районе. — Террористы могут взять город просто за счёт превосходящей численности, помощь прийти не успеет. Резня, которую устроят террористы в городе, вполне прогнозируема, и американцы не могут это не понимать. Значит, это делается специально, чтобы потом обвинить в гуманитарной катастрофе Башара Асада и Россию. Этого нельзя допустить.