В Кремле рассудят либералов и государственников
Президент России обновляет управление экономикой
В четверг Президент России подписал указ о создании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Среди задач, которые призвана решить новая структура, — обеспечить взаимодействие всех уровней государственной власти и местного самоуправления, а также общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием России и реализацией приоритетных проектов.
Задачи большие, полномочия широкие
Чем конкретно будет занят Совет? Определять ключевые параметры, чтобы формировать перечень приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития; организовывать мониторинг достижения целей приоритетных направлений и показателей. И разумеется, готовить предложения президенту, координируя деятельность в этом отношении органов власти всех уровней и экспертного и предпринимательского сообществ. Полномочия Совету предоставлены широкие: он вправе запрашивать и получать материалы от всех органов власти и местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц; заслушивать должностных лиц на заседаниях, привлекать неограниченный круг экспертов и учёных, используя государственные банки данных. Кроме того, Президиум Совета решает, когда начать реализацию того или иного проекта, оценивает ход её выполнения, формирует органы управления приоритетными проектами. То есть новая структура, несмотря на формальный статус совещательного органа, будет принимать кадровые и финансово-экономические решения, что выводит её на новый уровень.Отказ от либеральной политики?
Зачем был создан новый Совет? Ведь есть и Правительство, в теории имеющее те же функции, и Экспертный совет при президенте, и НИУ-ВШЭ, и Центр стратегических разработок при Правительстве РФ, и Открытое правительство, и десяток других организаций, в той или иной степени участвующих в определении стратегии экономического развития. Видимо, результаты их деятельности — а в основном она строится на принципах российского модели монетаризма — не удовлетворяют высшую политическую власть: финансирование этих организаций из госбюджета, как правило, исчисляется громадными суммами (только НИУ-ВШЭ получило в 2016 году 11 миллиардов бюджетных рублей), а отдачу оценила, например, Счётная палата: 3,3 триллиона рублей дебиторской задолженности по федеральным целевым программам, 612 миллиардов рублей нецелевого расходования госсредств, выделенных коммерческим банкам в рамках антикризисных мероприятий в прошлом году и много других, столь же красноречивых фактов. Происходит это потому, что в стране нет комплексного и высокопрофессионального стратегического планирования. Соответствующие законы приняты, но никак не начнут действовать, Правительство работает в пожарном режиме, затыкая дыры в бюджете, секвестрируя социальные расходы и ужесточая фискальную политику. Очевидно, учитывая эту из года в год повторяющуюся ситуацию, и было принято решение сформировать новый орган, который до того, пока не начнёт действовать цельная система стратегического планирования, предусмотренная законодательством, взял бы на себя её функции. Если учесть, что в последние годы начали действовать или были обновлены новые внеправительственные структуры, получившие наименования институты развития — Росэкспоцентр, Фонд поддержки промышленности, Фонд развития моногородов и другие, — то можно сделать вывод: в стране формируется новая перспективная модель развития экономики, существенно отличающаяся от ныне действующей и свободная от догм экономического либерализма.
Обошлись без председателя ЦБ
Об отказе от либерализма или, по крайней мере, об его существенной корректировке свидетельствует и другая, кадровая особенность нового Совета. Во-первых, в него вошло всё политическое руководство страны — президент, премьер, председатель Совета Федерации, председатель Госдумы. Все полпреды президента, руководители наиболее развитых субъектов Федерации, вице -премьеры, министры социально-экономического блока. Беспрецедентный для совещательного органа состав, фактически второй центр экономической власти!Во-вторых, что не менее показательно, в списке, если не считать непременной и ритуальной фигуры Алексея Кудрина, отсутствуют носители либеральных идей, исключая тех, кто должен там быть, что называется, по должности. Ни Владимира Мау, ни Ярослава Кузьминова, ни Евгения Ясина, ни других светочей и авторов рекомендаций Правительству последних лет. Но и здесь
неожиданность: в составе Совета отсутствует председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина, а без её прямого участия трудно будет принимать важнейшие решения.
Что ждать от новой структуры? В первую очередь надежды связаны с тем, что в стране, наконец, возродится на новой информационной основе полноценное комплексное профессиональное долгосрочное планирование с тем, чтобы перестали распыляться инвестиции по многочисленным важнейшим стройкам, мультиплицируя убытки в незавершённых объектах. Алексей Улюкаев, министр экономического развития, недавно высказался достаточно самокритично в том смысле, что мы в итоге планируем, строя новые объекты не будущие доходы от них, а будущие расходы на их содержание! Это лучше всего характеризует уровень нынешнего планирования, которое, хочется верить, принципиально изменит Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Возможности для этого у него неограниченные, а политическая воля — есть.