Пятилетие «арабской весны» — хороший урок для молодёжи
Владимир Жириновский на «круглом столе» ЛДПР призвал молодёжь правильно оценивать события на Ближнем Востоке и в Северной Африке
Пять лет, которые прошли после начала событий «арабской весны» позволяют сделать ряд важных выводов для того, чтобы избежать подобных ситуаций вблизи наших границ, считают эксперты.
Волна демонстраций, протестов, восстаний и революций началась в арабском мире 14 января 2011 года. Произошли революции в Иране, Тунисе, Египте и Йеменской Арабской Республике, гражданские войны в Ливии, Алжире и Судане, гражданские восстания в Бахрейне и Омане и протесты в Кувейте, Мавритании, Саудовской Аравии и Западной Сахаре, а также приход к власти социал-демократов в Марокко.
Арабские революции совершают молодые
Прежде всего правильное понимание всех этих событий должно быть у молодёжи, сказал лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский.
«Молодёжь должна больше знать о ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Арабские революции совершают молодые люди, им хочется себя проявить, и они становятся пушечным мясом», — сказал Жириновский, обращаясь к присутствовавшим на «круглом столе» студентам.
Предпосылки к тому, чтобы в арабских странах произошла смена режима, были, признал лидер ЛДПР. «Несменяемые правители по 40—50 лет сидят на посту, нет политических партий. Муаммар Каддафи в Ливии являлся «лидером революции» — это не выборная должность», — пояснял политик. Новое поколение на планете, по его словам, уже не хочет монархии и диктатуры. «Диктаторы всем надоели. В Тунисе один руководитель больше 20 лет был у власти. Сколько можно? А во Франции, которая от них через Средиземное море находится, постоянно проходят выборы. Люди это видят, растёт недовольство», — сказал Жириновский. По его словам, Ливия была самой богатой и благополучной страной в арабском мире с бесплатными образованием и здравоохранением, коммунальными услугами. Но людям там не хватало свободы, считает политик. Тем более что сейчас у всех людей есть неограниченный доступ к любой информации, даже дети пользуются планшетами. Жители той же Ливии, по словам Жириновского, смотрят на Италию и завидуют тому, что там и одежда другая, и нравы более свободные. «От всего этого раздражение, неудовлетворённость», — считает Жириновский. К тому же, по его словам, 70 процентов арабов — молодёжь в возрасте до 30 лет и мужчин там больше, чем женщин.
«Люди сегодня не хотят, чтобы им что-то навязывали. Никто не хочет сегодня диктатуры. Особенно молодёжь раздражает сегодня упёртость и фанатизм», — сказал политик. В то же время Западу выгодно убирать режимы, которые ему не подчиняются, считает Жириновский. Он напомнил, что Муаммар Каддафи хотел отказаться от доллара и ввести в арабских странах золотой динар, за что и поплатился.
Владимир Жириновский призвал сегодняшнюю молодёжь быть умнее и не выбирать революцию, после которой всё может стать ещё хуже, как показали события в арабских государствах.
Радикальный исламизм усилился
События арабской весны сильно повлияли на мировую политику в целом, считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Борис Долгов. Ливия и Сирия до начала революционных событий, по его словам, были наиболее благополучными странами во всё арабском мире. «В Сирии в 2010 году ещё до начала вооружённого конфликта уровень безработицы был 12—14 процентов. Тогда как в Испании на тот момент он составлял 27 процентов», — сказал Долгов. В Ливии в результате смены режима к власти пришли радикальные исламисты, страна распалась на ряд анклавов со своими вооружёнными формированиями, констатировал учёный.В Сирии до начала известных событий не было экономического кризиса, а происходило явное вмешательство со стороны внешних сил. «Основа конфликта — поддержка радикальных исламских группировок со стороны Запада», — сказал учёный. Сейчас 80 процентов населения Сирии проживает на территории, подконтрольной правительственным войскам. Благодаря поддержке России Сирийская армия успешно противостоит исламским группировкам. Но тем не менее для многих арабских стран перспективы остаются проблематичными, считает Долгов. Так, остаётся угроза распада Сирии, Ирака, наблюдается усиление радикального исламизма в Европе. Россия призывает другие страны подключиться к борьбе против радикального исламизма в Сирии, но пока этого не происходит.
Надежды людей на революцию не оправдались
«Арабская весна» уже давно стала и осенью, и зимой, и летом, а этот термин всё равно остался, начала своё выступление советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина. Надежды, которые люди возлагали на изменения в результате революции, не оправдались, считает она.Ведущие игроки, такие как США и Великобритания, делали ставку на новые силы, перемены в арабском мире, активно работали с молодёжью. Всё началось ещё с непродуманной кампании США в Ираке в 2003 году, считает представитель института стратегических исследований: «Штаты думали свергнуть Хусейна и внедрить демократию. Но демократию нельзя принести на ракетах». Теперь в Ираке, по её словам, стало только хуже, вместо «Аль-Каеды» там появились другие террористические организации, ИГИЛ.
В арабских странах молодёжи хотелось кардинальных изменений, улучшения их жизни, но всё получилось наоборот, говорит Супонина. Если раньше в этих странах дефицит бюджета составлял 6 процентов от ВВП, то после событий 2011 года — 8 процентов. Из-за «арабской весны» и её последствий значительно упали доходы от турбизнеса, который на Ближнем Востоке является одним из главных источников поступлений в бюджет. В этих странах сохраняется нестабильная обстановка, растёт безработица и, соответственно, недовольство людей. Некоторые недовольные граждане идут в радикальный ислам. Похожие тенденции наблюдаются и в странах Средней Азии, близких к нашим границам, отмечает представитель института стратегических исследований. А ведь многие трудовые мигранты из этих стран работают в России. «Сегодня важно понять, что происходит на Ближнем Востоке, чтобы не допустить этого вблизи наших границ», — подытожила Супонина.
Статистика
С начала «арабской весны» в странах Северной Африки и Ближнего Востока — Египте, Ливии, Йемене, Сирии, Тунисе и Бахрейне — вследствие внутренних беспорядков погибло около 50 тысяч человек.Внутренний валовой продукт этих государств потерял около 20 миллиардов долларов.
Граждане, которые держали свои сбережения в национальных банках своих государств, потеряли около 35 миллиардов долларов.