Адмирал Комоедов: Черноморский флот не допустит блокады Крыма
Председатель Комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов прокомментировал «Парламентской газете» угрозы о «морской блокаде» Крыма со стороны «меджлиса» крымских татар, а также действия Турции в Чёрном море и проливах.
- Один из лидеров непризнанного крымско-татарского меджлиса Ленур Ислямов анонсировал начало «морской блокады» полуострова, в том числе в районе Керченской переправы. Насколько реальна эта угроза? Какие действия они могут предпринять?
- Давайте начнём с того, что маниакальные мечты украинских радикалов о возвращении Крыма Киеву являются не больше, чем бредом. Народы полуострова свой выбор уже сделали. И этот выбор с мнением Ислямова и ему подобных кардинально расходится. Крым сам вернулся в Россию.
К слову, в украинских коридорах власти не могут не понимать, что действия, подобные подрыву линии электропередачи, далеко не способствуют возникновению у крымчан тёплых чувств к нынешнему режиму в Киеве и желанию вернуться в состав государства, в котором экстремисты творят откровенные беззакония и остаются безнаказанными.
Что же касается громких заявлений о «морской блокаде Крыма», то, конечно, в современной «европейской» Украине возможны разные чудеса, но как-то не верится, что так называемый «меджлис» уже обзавёлся собственными военно-морскими силами.
А если серьёзно, то угрозу блокады Крыма с моря считаю безосновательной. У нас достаточно возможностей быстро и надёжно, на абсолютно законных основаниях пресечь любую попытку действий подобных террористов в территориальных водах Российской Федерации. Для этого Россия и её ВМФ обладают всем необходимым.
- Как вы оцениваете существующее положение Черноморского флота в сравнении с ВМС Турции?
- Как адмирал, командовавший Черноморским флотом пять лет, должен констатировать, что в период, предшествующий событиям «Крымской весны», Украина делала всё возможное для его ослабления.
Сейчас ситуация принципиально изменилась. Министерству обороны России за короткий промежуток времени уже удалось добиться перелома в вопросе повышения боевого потенциала флота. Сегодня он в совокупности с кораблями ВМФ России, находящимися на ротационной основе в Средиземном море, по возможностям в целом сопоставим с теми силами и средствами, которыми обладают военно-морские силы Турции.
Соотношение сил сторон в Чёрном море между Черноморским флотом и ВМС Турции на текущий момент паритетно. С поступлением уже построенных для Черноморского флота надводных кораблей и подводных лодок наш флот будет превосходить ВМС Турции.
Уверен, что Черноморский флот способен успешно выполнить основные поставленные задачи в возможном локальном военном конфликте, в том числе по охране и обороне национальных территориальных вод, поддержке сухопутной группировки и действий авиации по объектам в Чёрном море и Причерноморье.
Имею в виду, что в случае начала военных действий в регионе задачи по пресечению любой агрессии будут решаться всем наличным составом сил и средств Вооружённых сил Российской Федерации.
- На проходе через Босфор скопилось несколько десятков российских судов: Турция заставляет их часами ждать разрешения зайти в пролив. Что мы можем предпринять в этой ситуации? Существует ли угроза того, что турки могут перекрыть нам проливы?
- Закрыть проливы для российских торговых судов Турция, с точки зрения международного права, не может. Режим судоходства здесь регулируется международной Конвенцией Монтрё 1936 года, которая регламентирует режим прохода через Босфор и Дарданеллы как гражданских судов, так и военных кораблей.
Кстати, и во втором случае Россия, как черноморское государство, имеет соответствующие преференции. Лишь для кораблей военно-морских сил нечерноморских держав введены ограничения по классу, водоизмещению и срокам пребывания в акватории Чёрного моря (не больше 21 суток).
Что же касается гражданского судоходства в Черноморских проливах, то по Конвенции Монтрё Анкара обязана обеспечить свободу беспрепятственного прохода через них как в мирное, так и в военное время торговым судам любого государства.
По состоянию на сегодня считаю, что в вопросе задержек в выдаче разрешений на транзит через Босфор российских судов речь, видимо, следует вести о мелких пакостях турецкой стороны, которая уподобляется склочной соседке, плюющей в чужой суп на коммунальной кухне. Неприятно, брезгливо, но не смертельно.
- Турецкие СМИ сообщили, что возле ракетного крейсера «Москва», прикрывающего российскую авиабазу «Хмеймим», появились две подводные лодки ВМС Турции. Насколько вероятен конфликт на море?
- Информация о появлении турецких подводных лодок у берегов Сирии, вблизи района дислокации российской военно-воздушной и военно-морской группировки требует проверки. Если это так, подобные действия Анкары в сложившихся условиях можно будет оценить по меньшей мере как не способствующие урегулированию обстановки на Ближнем Востоке и международным усилиям по борьбе с террористической угрозой. Готовится удар не «в спину», а из-под воды.
Касаясь возможности возникновения конфликта, в том числе на море, между Россией и Турцией, ещё две недели назад я бы сказал, что его вероятность незначительна. Однако вероломное уничтожение нашего самолёта в сирийском небе доказало утрату сегодняшним турецким руководством чувства реальности, его агрессивность и непредсказуемость. Остаётся рассчитывать на то, что у президента Турции Реджепа Эрдогана осталось чувство самосохранения.
Нам же следует усилить в районе боевого патрулирования ракетного крейсера «Москва» его противолодочную оборону формированием корабельной поисково-ударной группы, выдвинув её на угрожаемое направление, с установлением слежения за обнаруженными подводными лодками турецких ВМС.
Беседовал Дмитрий Гончарук
Ещё материалы: Владимир Комоедов