Все о пенсиях в России

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

12.12.2024Права жителей Коми на досрочную пенсию предложили расширить

Интернет-покупатели зарубежных товаров сильно рискуют

В ближайшее время законодательство о дистанционной торговле ждут серьёзные изменения

28.10.2015 14:26

Главным из новшеств станет обязательная регистрация на территории России всех зарубежных интернет-порталов, предлагающих товары и услуги. Кроме того, весь их ассортимент должен получить российскую сертификацию. Эти меры позволят защитить потребителей в Интернете от подделок, некачественного, а иногда даже опасного товара. В этом убеждены эксперты и представители крупнейших компаний онлайн-коммерции, которые обсудили тему в пресс-центре «Парламентской газеты».

120 тысяч посылок в сутки

Покупки по Интернету приобретают всё большую популярность среди наших сограждан. Их количество приближается к 40 миллионам в год. 

Виртуально покупать не только удобно, но и выгодно, что немаловажно, когда на дворе кризис. Но вот везёт далеко не всем. У ребёнка моих знакомых, которые увлекались приобретением детской одежды в Сети, вдруг началась сильнейшая аллергия на неизвестные красители. У меня же купленный виртуальным способом плеер просто рассыпался в руках. Обменять его так и не удалось, поскольку, как я обнаружил позднее, телефона обратной связи на сайте интернет-магазина просто не было.

Тем не менее достоверной статистики о том, сколько россиян реально пострадали от некачественных товаров, купленных через Интернет, не существует.

«Мы производим тщательный отсев интернет-магазинов, желающих продавать свои товары через нашу торговую площадку. Две трети заявок получают отказ, это происходит в том случае, если их товары оказываются неоригинальными, а попросту подделкой», — рассказывает руководитель портала «Яндекс маркет» Павел Алёшин. Компания сотрудничает с 18 тысячами проверенных интернет-магазинов. Всего же магазинов, занимающихся электронной торговлей, зарегистрировано на территории России 43 тысячи. Каким товаром торгуют остальные 25 тысяч виртуальных негоциантов, можно только догадываться.  Непрозрачность виртуального рынка товаров и услуг сегодня всерьёз угрожает как потребителю, так и развитию честной конкуренции на этом рынке, считает эксперт Агентства стратегических инициатив Дмитрий Волков. Поэтому, по его мнению, «чистить» рынок нужно не столько законодательными запретами, которые иногда просто убивают бизнес, сколько методами саморегуляции. «Тогда проблема недобросовестных продавцов уйдёт сама собой», — замечает эксперт.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) с этим согласны. «На рынке должна  быть конкуренция продавцов, — говорит исполнительный директор АКИТ Артём Соколов. — Тогда каждому интернет-магазину нужно будет удерживать покупателя. Это игра в то, чей бренд покупатель полюбит. И здесь роль саморегулирования очень высока».

Айфон в конверте

Проблема лишь в том, что зарубежные интернет-площадки ни в какие российские ассоциации не входят, а низкие ввозные пошлины позволяют им зарабатывать на интернет-торговле с Россией огромные прибыли, при этом не платя никаких налогов и не неся ответственности за качество товара. Только один портал китайских товаров «Алиэкспресс» отправляет в Россию в сутки до 120 тысяч мини-посылок.«Ситуацию, когда товар продается напрямую из-за рубежа и заезжает в страну без всяких сборов, надо менять», — считает член Комитета Госдумы по информационным технологиям Алексей Казаков. Объём трансграничной торговли, зафиксированный в 2014 году, вырос на 50 процентов. По мнению Казакова, в первую очередь от этого страдает отечественный покупатель. «Ответственность за качество товара могут в полной мере разделять только те компании, которые локализованы на территории России. Сложно предположить, что какая-либо китайская компания будет менять этот товар или возвращать деньги», — считает депутат.  При этом российский бюджет теряет и деньги.

Посылки весом до 7 килограммов таможня недосматривает, они относятся к частным почтовым коммуникациям, между тем в ней могут ехать два современных айфона, стоимость которых превышает 2 тысячи евро. «Малые пакеты даже не имеют описи содержания, такую посылку лишь пропускают через фотоэлемент на таможне, но при этом невозможно понять, сколько реально стоит пересылаемый телефон.  Поэтому нужно вносить изменения в порядок работы ФТС и «Почты России», — объясняет Алексей Казаков.

«В России действительно самые либеральные условия трансграничной торговли», — согласен сенатор Николай Власенко.  Он напомнил, что из проданных в РФ в прошлом году 4,5 миллиона айфонов 1,5 миллиона было ввезено в Россию серым способом. Это  50 миллиардов рублей, с которых не уплачены ни НДС, ни ввозные пошлины.

Очевидно, что самым простым выходом было бы увеличение ввозных пошлин для ввозимых товаров. Однако простота этого решения  кажущаяся. По мнению Павла Алёшина из «Яндекса», размер ввозных пошлин зависит от цены товара, но это легко обойти, если заведомо указывать стоимость ниже номинала. «Средний чек почтовых отправлений из-за рубежа крайне мал. Оттуда заказывают дешёвые вещи  в 5, 10, 20 евро», — добавляет он.

«Популярность интернет-торговли связана с её высокой рентабельностью, — заметил Артём Соколов. — Продавцу не надо арендовать склад и торговые площади, держать подменный фонд и многочисленный персонал. Всё это  и позволяет продавать в Сети товар на 30 процентов дешевле. Однако такой формат продаж обуславливает и особые отношения  продавца с покупателем в случае претензий по качеству товара». Иными словами, конечное решение возвращать ли вам деньги в этом случае остаётся за продавцом. Представитель Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Иван Кургузов также считает, что покупатели в Сети должны понимать, что дешевизна виртуальной покупки несёт в себе и риски: «Если вы покупаете в переходе метро «серый» мобильник, то было бы наивно рассчитывать, что он будет работать так же, как и сертифицированный».

С такой позицией не согласен председатель Общественной организации по защите прав потребителей Олег Павлов. По его мнению, потребитель в Интернете вовсе не должен оставаться один на один с продавцом. Ведь  закон о защите прав потребителя распространяется на интернет-торговлю, как и на другие формы торговли. Олег Павлов считает, что в ближайшее время в законодательство должны быть подготовлены соответствующие изменения, дополнительно защищающие покупателей ё-коммерса.

Что и как поправят

Закон о защите прав потребителей (статья 26-1), а также Правила продажи товаров дистанционным способом, утверждённые постановлением Правительства от 2007 года, — вот основные законодательные акты, защищающие потребителя интернет-торговли.

Изменения в законодательство, которые в настоящий момент прорабатываются в Минюсте, направлены в первую очередь на то, чтобы все иностранные агрегаторы интернет-торговли открыли свои представительства на территории РФ. «Пока это не сделано, — говорит Олег Павлов, — российские покупатели несут очень большие риски, ведь объём гарантий их прав не обеспечен никакими средствами государственного принуждения». Иными словами, нельзя никакими средствами заставить обменять вам товар или вернуть деньги продавца, который находится в другом государстве.

Кроме того, Павлов считает, что в Правила дистанционной торговли должны быть внесены изменения, обязывающие зарубежные интернет-магазины сертифицировать весь ассортимент своих товаров согласно российским техрегламентам. Обязать к этому могут Роспотребнадзор и Роскомнадзор, которые уже имеют дополнительные полномочия.

По мнению сообщества российского ё-коммерса, такая мера позволит выравнять конкурентную среду, сделав ее более справедливой. По словам Ивана Кургузова, в Институт развития Интернета направлены предложения  профсообщества об изменениях и в Налоговом законодательстве. «Страну доставки товара следует считать местом заключения сделки, и налоги должны платиться именно там», — считает он. Кстати, практика, когда налоги с ё-коммерса уплачиваются по месту получения прибыли, в мире уже давно внедрена. «И крупные зарубежные агрегаторы, пришедшие в нашу страну, сегодня согласны с этими правилами», — добавляет Иван Кургузов.

Вероятно, ужесточат требования к полноте информации, которую обязаны предоставлять интернет-магазины покупателям.  О подобном опыте, который появился у «Яндекса» за время работы с крупными агрегаторами, рассказал заместитель руководителя юридического департамента компании Сергей Кучушев:

«С 1 декабря мы запустили программу по защите потребителей НОТА. Членами программы явлются «Яндекс.Маркет», eBay, Wikimarket, «Товары Майл.ру» и «Рамблер». Ее основная цель — упрощение находящейся в Сети информации о контрафактном товаре, который продаётся в онлайне». Правда, по мнению директора по внешним связям и коммуникациям АКИТ Екатерины Шустер, система НОТА сложна для потребителя: чтобы удалить контрафактную продукцию, необходимо провести контрольную закупку при нотариусе (то есть прийти к нему и совместно совершить покупку в интернет-магазине, составить нотариальный акт её осмотра). Однако подобные наработки участников рынка онлайн-коммерции важны, поскольку, по мнению эксперта АСИ Дмитрия Волкова, сам характер отрасли, впитывающей передовые технологии, говорит о том, что любые разговоры о запретах на пути её развития — это «про вчера». А вот разговор про будущее напрямую связан с развитием новых бизнес-систем, в которых важнейшую роль играет информация и права потребителей.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3144