В случае поражения Башара Асада Израиль останется один на один с ИГ
Зачем премьер-министр Нетаньяху собирается в Москву
На следующей неделе премьер Израиля Биньмин Нетаньяху приедет в Москву, чтобы обсудить с президентом Владимиром Путиным ситуацию в Сирии. Детали будущей встречи не раскрываются, но очевидно, что она связана с ростом российского военного присутствия в регионе.
Здравый смысл за взаимодействие с Россией
В сентябре в СМИ стали появляться сообщения о том, что Москва усиливает военное присутствие в Сирии и строит там свою базу. Вашингтон выразил обеспокоенность российским вмешательством в конфликт на Ближнем Востоке, но МИД России заявил, что наши военные находятся в Сирии в полном соответствии с международными нормами.По словам первого зампреда Комитета Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова, сейчас происходит ослабление позиций Башара Асада, на которого наседает «Исламское государство« (террористическая организация, запрещённая в России. — Прим. ред.). В случае победы радикальных исламских группировок Сирия превратится в аналог Ливии: непонятно, какое будет государственное образование и на сколько частей оно распадётся.
— Израиль очень обеспокоен таким развитием ситуации, потому что в случае падения режима Асада он останется один на один с „Исламским государством“ и враждебным по отношению к нему окружением, — пояснил сенатор. — Иерусалим получит мощного противника, который не будет признавать его суверенитет. И здесь вряд ли Израилю поможет дружба с США и другими европейскими странами.
Без российской поддержки ему не выстоять, и это чётко понимают в правительстве Израиля, убеждён парламентарий. А получить эту поддержку Израиль сможет, если займёт как минимум нейтральную позицию в отношении поставок нашего вооружения в Сирию, а как максимум — окажет содействие в борьбе с »Исламским государством».
— Надеюсь, что здравый смысл восторжествует и Израиль сыграет позитивную роль в нормализации ситуации в зоне конфликта в Сирии, — подчеркнул Джабаров.
Израиль не боится ИГ
Вместе с тем, по мнению главного научного сотрудника Института востоковедения РАН Ирины Звягельской, среди большого количества угроз на Ближнем Востоке ИГИЛ для Израиля далеко не на первом месте. Точно так же, как и Иерусалим для «Исламского государства»: есть сунниты, которых ИГИЛ считает отступниками, шииты и США. Израиль не главная цель.По словам эксперта, для Израиля традиционно наибольшую угрозу представляла связка Иран, Асад и Хезболла — шиитское исламистское движение радикального толка. Поэтому отношение к режиму Башара Асада у Израиля всегда было негативным. Когда речь заходит о том, что ИГИЛ может выйти на их границу, в Иерусалиме говорят, что у них есть армия, которая всегда может сдержать эту угрозу.
— Как мне кажется, они не слишком заинтересованы в сохранении режима Асада в нынешнем виде как единой силы, — заявила Ирина Звягельская. — Израиль устроило бы маленькое алавитское государство у своих границ. Поддержка Сирии из Москвы вызывает у Израиля озабоченность. Именно желание просчитать шаги России в Сирии заставляет премьер-министра Нетаньяху ехать в Россию. Исходя из результатов встречи с Владимиром Путиным, Израиль будет строить свои стратегические планы в регионе.
Словом, премьер Нетаньяху хочет откровенно обсудить с российскими официальными лицами, каковы цели России в Сирии и насколько это затронет интересы израильской стороны. Однако эксперт уверена, что точки соприкосновения в вопросе урегулирования ситуации в Сирии найдутся.
— Наша помощь Асаду не направлена на сохранение его режима, — подчеркнула она. — Мы выступаем за переходное правительство, но прежде надо сдержать ИГИЛ. Наша помощь рассчитана на то, чтобы дать возможность сирийской армии продолжить сражаться с боевиками «Исламского государства». Единственная сила, которая сегодня оказывает сопротивление боевикам на земле, — это сухопутные войска Сирии.