Игорь Морозов: ЕАЭС формирует новую модель трансконтинентального партнерства с ядром в Евразии
- При создании Евразийского экономического союза на Западе Россию заподозрили в попытке реанимации СССР. Чего больше в сотрудничестве России с партнерами по ЕАЭС — экономики или политики?
- Интеграционные процессы на постсоветском пространстве перешли в активную фазу в 2008 году, когда было принято решение о создании Таможенного союза на основе трех наиболее динамично развивающихся и самых мощных экономик — России, Казахстана и Белоруссии. В 2010 году, когда Таможенный союз заработал, мы сразу увидели, что результат превзошел все ожидания. Только за первый год рост товарооборота между нашими странами превысил 45%. И, несмотря на то, что в тот период была острая фаза мирового кризиса, мы получили результаты, несопоставимые ни с одним интеграционным объединением в мире.
С 2012 года Россия, Беларусь и Казахстан перешли к следующему этапу интеграции — Единому Экономическому Пространству. Начался более глубокий процесс интегрирования всех трех экономик. Менялась структура товарооборота между нами, и по макроэкономическим показателям было заметно, как мы отходили от сырьевого баланса к продукции промышленного назначения. Выстраивалась кооперация, заработали технологические цепочки, которые создавались, например, в Белоруссии, и проходя через Россию, завершались выпуском конечной продукции в Казахстане. И наоборот — то, что касалось, например, выпуска техники для горнообогатительной отрасли.
Так мы постепенно подошли к Евразийскому экономическому союзу, который объективно завершал первые два этапа интеграции на постсоветском пространстве. Создавая ЕАЭС, мы уже понимали, что три экономики готовы к приему новых участников, расширяя рынок потребительских товаров, которые уже производились в едином экономическом пространстве. Так мы плавно подходили к следующему этапу интеграции, в котором сегодня уже открыто говорим о создании единого фондового рынка, рынка фармацевтики, единого энергетического рынка и о валютном союзе. И это уже задачи обозримого будущего, которые будут завершаться в 2020 — 2024 годах — для каждой из программ есть свои временные горизонты. Я уверен, что с включением в экономическое пространство ЕАЭС Киргизии и Армении мы получим новый импульс во всех интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
Кроме этого, поскольку сформировалось и активно действует интеграционное ядро с таким мощным промышленным, научным и человеческим капиталом, мы стали представлять интерес для стран других континентов. В первую очередь, это Вьетнам, Сирия, Турция, Новая Зеландия, которые выразили желание участвовать, в зоне свободной торговли. В настоящее время работают группы по созданию «дорожных карт», с тем, чтобы вовлечь в наше интеграционное пространство новые страны, в том числе и с других континентов. То есть, формируется новая модель трансконтинентального партнерства с ядром в Евразии. Ну, и, конечно же, в ЕАЭС доминирует экономика, и только экономика. Наши друзья и партнеры, прежде всего Казахстан, против политизации этого объединения. В ЕАЭС речь идет о цифрах — вот есть деньги, есть выпадающие доходы, есть доходная часть от экспорта и импорта. Вопрос: в каком соотношении делим эти доходы, насколько этот механизм прозрачен? Много возникает разных проблем, которые приходится улаживать в непростых наднациональных рамках, которыми управляет Евразийская экономическая комиссия. И очень важно, что в ее работу с самого начала был заложен очень правильный принцип — принцип консенсуса: все стороны равны.
- Само понятие «союз» предполагает наличие для его членов неких общих правил. Будет ли в рамках ЕАЭС создаваться некое общее законодательство или достаточно гармонизации национальных законов стран-участниц в конкретных сферах взаимодействия?
- На примере СНГ и ЕАЭС мы отработали алгоритмы модульных законов, в рамках которых далее срабатывает национальное законодательство. В международной практике есть примеры, где такие партнерства основаны именно на национальных законах, и этого достаточно для запуска механизмов, приносящих результаты уже на экономическом поле. Есть разные точки зрения на этот счет. Сегодня достигнуто общее согласие о том, что пока ЕАЭС будет региональной экономической интеграционной организацией, основанной на национальной законодательной базе стран-участниц. Возможно, в перспективе появится парламентская ассамблея, или парламент. Все возможно. Но, повторюсь, международная практика знает различные модификации парламентского взаимодействия развитых экономических интеграционных групп.
- Что эффективнее помогает России противостоять внешнему политическому и экономическому давлению — ставка на собственное внутреннее развитие или расширение международного сотрудничества?
- Вы знаете, давление идет, в первую очередь, политическое, в котором задействуется экономические механизмы сдерживания развития России. Известна стратегия США, опирающаяся на искаженную модель современного однополярного мира, в котором принимаются решения необходимые для выполнения всеми остальными игроками, как в Европе, так и на других континентах. Поэтому еще в 2007 году в Мюнхене Президент России Владимир ПУТИН заявил о необходимости изменения международных отношений и формировании многополярного мира. И с тех пор американцы делают все возможное, чтобы сдержать развитие Российской Федерации и наказать её за стремление иметь свою политическую позицию и заявлять о национальных интересах. Санкции, наложенные на Россию в 2014 году — это искусственно созданная мера. Как предлог для этого взят фактически государственный переворот на Украине. И мы понимаем, что не было бы Украины, был бы придуман другой предлог — связь с Сирией и поддержка законно избранного президента Асада или иранская ядерная программа. Все, что угодно, но эти санкции в любом случае были бы включены против нас.
Вопрос в другом — что делаем мы, как мы в этих условиях развиваемся? Как только были введены санкции, мы сделали попытку — и, мне кажется, она удалась — перейти на импортозамещение по всей структуре народного хозяйства: и в промышленности, и в обороне, и в сельском хозяйстве Сегодня Правительство приняло программу, в которую включила 19 отраслевых программ с, более чем, двумя тысячами проектов. Это краеугольный камень наполнения нашего потребительского рынка и рынка промышленной продукции своими товарами.
Но нам нельзя замыкаться самим в себе. Нам следует продолжать поступательное движение вперед и развивать международные отношения с Китаем, Индией, Сингапуром, Индонезией. Европа фактически подтолкнула нас в сторону Азии, и мы используем санкционное давление не только как импульс для развития собственной национальной экономики, но и для выхода на новые международные рынки, для создания и развития новых международных организаций. Поэтому БРИКС идет вперед семимильными шагами. В рамках этого объединения были созданы два, на мой взгляд, мощнейших института, необходимых для Союза. Это Банк развития и пул условных резервных валют, который должен сработать в критической ситуации для любой из стран — членов БРИКС. Мы уже начали отрабатывать алгоритмы оплаты внешнеторговых контрактов между Китаем и Россией в национальных валютах. Сейчас уже речь идет о России и Индии, к нам подключается Иран, который также исключил американский доллар из своего внешнеторгового оборота и уже объявил об этом (он признает одной из своих внешних валют юань). Поэтому валютный своп рубль-юань, который мы создали в пошлом году, только за четыре месяца выключил из оборота в эквиваленте более $ 25 млрд. Это страшит американцев, потому что ситуация выходит из-под контроля ФРС США и может сработать по «принципу домино» для американской валюты. Ведь в США уже фактически двойное превышение государственного долга над объемом ВВП и все это может закончиться чрезвычайно печально для всей американской экономики.
Когда мы были в Эквадоре на Азиатско-Тихоокеанском Парламентском форуме, Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна МАТВИЕНКО выступила с заявлением о формировании многополярного мира и создании новой архитектуры безопасности в современных международных отношениях. Эту идею подхватили все выступающие и практически в течение всей конференции говорили только на эту тему. Мы понимаем, что время однополярного мира заканчивается. Все страны хотят принимать участие в мировых решениях, которые затрагивают их судьбу. Они выступают за переформатирование международных институтов управления, начиная с Организации объединенных наций (ООН) и заканчивая Международным валютным фондом (МВФ). И через несколько лет международные организации ЕАЭС, БРИКС, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), АТЭС смогут опираться на новые институты развития, такие как Банк Развития БРИКС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, которые заменят МВФ и Всемирный банк. И это может привести к кардинальным изменениям всего современного мира.
- Как отразится на развитии Дальнего Востока расширение сотрудничества России с партнерами по Евразийскому экономическому союзу?
Евразийский экономический союз имеет достаточно широкую географию, и я полагаю, что все рыночные инструменты, которые созданы в этом экономическом пространстве, не смогут оставить без внимания Дальний Восток. Поэтому, думаю, и Банк развития БРИКС, и Евразийский Банк развития ЕАЭС, который работает уже более пяти лет, должны финансировать программы, которые создадут новые механизмы инфраструктурного развития Дальнего Востока. Это регион, который, на мой взгляд, просто еще не освоен в полном его величии, где еще не создана должная инфраструктура, начиная с морских портов и заканчивая железными дорогами, местными аэропортами и современной малой авиацией. Выход в Тихий океан, на морские транспортные пути, где Китай, страны АТЭС, и другие государства имеют невероятно мощный экономический потенциал, а главное — огромные доходы, которыми они активно участвуют в развитии мирового дохода. Посмотрите на маленький Сингапур, который практически только за счет перевалки грузов обеспечивает половину своих гигантских доходов. Нам надо внимательно изучать и внедрять мировой опыт по созданию таких транспортно-логистических гиперузлов, и тогда мы станем конкурентоспособным игроком на этом непростом, но очень эффективном и доходном рынке.
Беседовал
Андрей КУДИСОВ