Олег Царёв: Инфраструктура майдана готовилась задолго до его начала
Начавшаяся год назад волна протестов, окончившаяся фактически уличными боями в Киеве и свержением президента Януковича готовилась заранее. Отказ президента и правительства от подписания соглашения Ассоциации с Евросоюзом стал лишь удачным поводом для всех, кто хотел смены или хотя бы ослабления действующей власти, — считает народный депутат Украины уходящего созыва и председатель парламента Новороссии Олег Царёв.
- Начать майдан планировалось за несколько месяцев до начала кампании по выборам президента. Он готовился вне зависимости от того, согласились бы или отказались Янукович и правительство подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Если бы Янукович подписал его и начал выполнять, то было бы падение экономики, потом, как следствие — майдан, и затем — выборы, которые Янукович, безусловно, проиграл бы.
Когда мы в начале майдана отслеживали работу структур, созданных при помощи Соединённых Штатов, мы видели, что у них, фактически, произошёл фальстарт. Громадське (общественное) телевидение, оборудование которого полностью было закуплено на деньги США, только начинало свою работу, и ещё не было раскручено. Все «сотники», «десятники», «тысячники», которые должны были собирать людей, — их структура начинала формироваться по ходу событий. Не полностью готово было техническое оснащение. В частности, не были куплены дизель-генераторы. Но мы фиксировали нараставшую вполне системную активность.
В ноябре 2013 года за несколько дней до начала майдана я выступал в Раде и говорил о том, что у нас планируется государственный переворот. И просил обратить внимание спецслужб и президента Украины на то, что под эгидой посла США Пайета прямо на территории посольства организация «Техкэмп» проводит обучение людей. Так получилось, что мои активисты записались на эти курсы, было очевидно, и об этом я доложил с трибуны парламента, что готовится переворот. Для этого свезли на территорию деятелей, которые готовили не одну «цветную революцию». Уже во время майдана я передал в Службу безопасности Украины (СБУ) список из примерно 30 политтехнологов, а также Михо Саакашвили, которые непосредственно консультировали лидеров майдана, и «вели весь майдан». Эти люди по моему запросу были объявлены персонами non grata.
Нам удалось заснять выгрузку с самолёта «Люфтганзы», который привозил дипломатическую почту для посольства Соединённых Штатов. Не имея возможности обследовать дипломатическую почту, мы зафиксировали резкое увеличение её веса и объёма. В один день мы наблюдали, что часть почты выгружается в дипломатическую машину, а часть, — большие мешки, — в инкассаторский автомобиль. По сведениям, которые мы собрали потом от оппозиционеров, США только в тот день завезли 60 миллионов долларов для финансирования майдана. И есть ещё очень много фактов прямого финансирования майдана США.
Но деньги могут быть потрачены неэффективно, разворованы и сами по себе могут и не обеспечить успех того, за что платятся?
- Для того, чтобы майдан и переворот были успешны, надо было, чтобы совпали несколько факторов. Во-первых, желание США поссорить Россию и Украину, Россию и Европу. А мы помним, что именно на тот период пришлись скандалы с делом Сноудена, прослушкой американцами европейских лидеров. И второе — чтобы наши украинские олигархи были заинтересованы в майдане. Потому что впереди наметился последний раздел государственной собственности: у нас не приватизированы порты, земля, атомные станции. Это — кусок достаточно жирный и наши олигархи опасались, что Янукович, оставшись у власти, — а он стремительно набирал силу, заберёт всё себе. А они хотели поучаствовать в этом разделе. Поэтому без помощи олигархов переворот также не был бы успешен.
Кроме того, зарубежные политики не стеснялись оказывать давление на наших олигархов. Ведь у них есть активы, собственность, деньги за рубежом, зарубежные кредиты. Общая сумма этих кредитов — 140 миллиардов долларов — сумма, достаточная, чтобы прислушиваться к разного рода «советам».
Почему же тогдашняя украинская исполнительная власть осталась слепа, глуха ко всем этим тревожным сигналам и обстоятельствам, и не приняла никаких системных мер хотя бы для самосохранения? И в итоге оказалась так бессильна?
- На протяжении своего президентского срока Янукович поменял конституцию весьма сомнительным способом и увеличил свои полномочия донельзя. И оказалось, что в стране лишь один человек может принимать важнейшие решения, и больше их принимать не имеет права никто. А этот человек важнейших решений по стабилизации не принимал.
Были ли на тот момент претензии к нему и его команде? Безусловно, были. Это и коррупция, и то, что он использовал своё положение для личного обогащения своей семьи, о том, что страной фактически руководили олигархи. Но надо понимать, что при всём при этом на момент государственного переворота самый высокий рейтинг был у Януковича. Вроде бы нонсенс, но ни Кличко, ни Яценюк, не Тимошенко не могли сравняться с ним по рейтингу — он составлял от 35 до почти 40 процентов активных избирателей в зависимости от опросов.
И хочу отметить, что я не оправдываю Януковича за те преступления, которые он совершил, но… У него в конце его срока курс гривны стоял твёрдо, платились пенсии и зарплаты, бюджет выполнялся. А у Ющенко, за год до конца его срока гривна обвалилась почти в 2 раза, быстро росла безработица, расходная часть бюджета не выполнялась, был почти внутренний дефолт, рейтинг его составлял порядка 2 процентов, а никаких майданов не было. Не было, потому что не было заинтересованного внешнего игрока, способного устраивать такие события.
Но если этот внешний игрок так всемогущ, то можно ли ему вообще противостоять и сопротивляться?
- Этот игрок оказался таким сильным только потому, что с другой стороны никто не играл. Мы не видели работы России внутри Украины. Да, были чрезвычайно выгодные экономические предложения, озвученные Владимиром Путиным. Были соглашения, подписанные им и Януковичем — программы по развитию целых отраслей, по кооперации, строительству заводов по обогащению ядерного топлива, космическая программа, программа по судостроению, производству самолётов АН, — по многим отраслям были прописаны чрезвычайно важные и полезные программы. Это и скидки на газ, кредиты.
Но при этом Россия абсолютно не работала внутри (общества) Украины. А Соединённые Штаты, ничего не предлагая стране, развернули целую сеть. У нас было около 3 тысяч неправительственных организаций! В каждом районе, даже сельском был какой-то филиал или какое-то представительство. Была целая армия грантовиков (получателей грантов), которые выросли на антироссийской идеологии. Вся эта система помогала им становиться депутатами, получать работу в администрациях, в Совете Министров, возглавлять газеты, журналы, телевидение. И вот эта прослойка, которая за 20 лет была сформирована, — не такая большая, — 2 — 3 процента и развернула Украину в другую сторону.
А разгон студентов с майдана в ночь на 30 ноября 2013 года, за жёсткость которого власть вскоре стала извиняться, не стал ли катализатором, придавшим майдану новую силу и сплотившим оппозиционеров?
-Это был тот «спусковой крючок», организованный людьми внутри команды Януковича. Людьми, которые работали не на него, и не на Украину. В этом списке — не одна фамилия, и сейчас они хотят представить себя «белыми и пушистыми», очерняя и взвалив всё на одного человека — президента.
Велики ли сегодня, на ваш взгляд, шансы на третий майдан?
- Это достаточно реально. Только этот майдан будет скорее как военный переворот. Сегодня ни нацгвардия, ни кадровые военные не сдают оружие в воинских частях, они ходят с ним домой. Сегодня не только подразделениями нацгвардии вроде «Днепр», Азов», но и просто армейскими батальонами зачастую руководят не комбаты, не офицеры, а неформальные лидеры — ватажки. Идёт децентрализация армии с элементами анархии.
Беседовал Леонид Горяинов