Алексей Зудин: Требования к партиям публиковать данные об их финансировании неверно отождествлять с запретами
— Предложенные президентом меры по усилению отчетности партий укладываются в шаги властей по выстраиванию современной партийной системы. И в данном случае эти шаги, эти действия в целом можно обозначить как совокупность стимулов и ограничителей. Ярким примером стимула было облегчение режима создания политических партий. Ну а в качестве примера дисциплинирующего ограничителя можно назвать недавние действия в области партийного финансирования. Должны учитываться и деньги, которые расходуются не только на федеральные кампании, но и на региональном уровне — по-моему, это только естественно.
Что касается усиления ограничений на индивидуальные взносы, то что ж, ведь можно смотреть на эти вещи по-разному. Одни увидят в этом явную ограничительную меру, другие — стимулы для партий быть более демократичными в попытках выстраивания своей финансовой базы. В конце концов, мелкими порциями можно собрать гораздо более значимые суммы, если ты активно и широко работаешь со своими сторонниками, причём делаешь это постоянно. Эти ограничения совершенно неверно отождествлять с запретами. Речь идёт о дисциплинирующих мерах. В данном случае эти меры направлены на то, чтобы финансирование партии со стороны общества не оказалось подчинено каким-то узким интересам, либо влиятельным физическим лицам.
Что касается предложенных в законопроекте штрафов — у нас часто невысокий уровень санкций в количественном измерении воспринимается как некое недомыслие со стороны власти, либо попустительство. Я думаю, что речь идёт ни о первом, ни о втором. Эти санкции должны выполнять сигнальные функции. Главное тут — отделить сферу противозаконного. В этом, на мой взгляд, и состоит основное предназначение такого рода санкций.
Подготовил Дмитрий Гончарук
Ещё материалы: Алексей Зудин