Игорь Шувалов ответил на вопросы сенаторов
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации ответил на вопросы сенаторов.
Валерий Шнякин:Предусмотрена ли процедура создания Евразийского Парламента и каков механизм принятия новых членов в Евразийский экономический Союз?
Игорь Шувалов:Чтоб не подавать сигналов, будто мы образуем новый СССР ине смешивать цели, было принято решение, что Парламент создаваться не будет, но по-прежнему продолжит своё действие подобное Соглашение в рамках ЕврАзЭс. Все дальнейшие вопросы в этом направлении будут решать президенты, руководители правительства, а потом специальная комиссия. Что касается вхождения новых членов в Союз, то это вопрос сложный и включает в себя готовность стран принять на себя исполнение уже существующих обязательств в отношении, например, таможенного регулирования, фитосанитарного контроля. Сегодня наша основная задача с партнёрами, которые хотят войти в Евразийский союз, наладить функционирование крупных рынков. Важно обеспечивать соответствующий контроль на границе, внедрить электронные маркировки по перемещаемому товару. Например, сейчас активную работу в этом направлении проводит Армения.
Алексей Чернышев: Есть ли в Правительстве анализ плюсов вхождения в таможенный Союз с учётом разницы в налогообложении и организации бизнеса входящих в него стран?
Игорь Шувалов: При формировании Таможенного союза мы договаривались, что важно существование единого таможенного тарифа. Но у каждой из трёх государств — своя налоговая система, потому что у каждой страны свои обязательства и инфраструктурные проекты. И Казахстан нас предупреждал, что их льготное налогообложение — достижение и менять его они не собираются. Поэтому нам надо быть конкурентоспособными. У нас есть договорённость, что каждая страна может любую систему налогообложения применять, а вот разницы в акцизах табака и алкоголя быть не может — за ближайшие 4-6 лет мы должны эти акцизы выровнять.
Николай Журавлёв:Готов ли у Правительства план по поддержке российских инвесторов и снижению зависимостиот иностранных инвесторов?
Игорь Шувалов: У Правительства, в связи с тем что ситуация на внутреннем рынке складывается по-разному, есть свои соображения и которые я не буду раскрывать. Отмечу, что уже закончено формирование планов, и мы чётко понимаем, как вести себя в той или иной ситуации.
Сегодня надо быть более связанными с быстрорастущими рынками, странами Азиатско-тихоокеанского региона, думать, что мы можем продавать Китаю и Индии. Есть группы товаров, которые мы можем с успехом продавать в мире. И наша стратегия — не сворачивать присутствие на рынках, а наращивать внешнеторговое влияние в других регионах.
Баир Жамсуев: Не планируется ли создание наднационального органа, регулирующего финансовый и банковский секторы стран, входящих в Союз?
Игорь Шувалов: В России есть мегарегулятор на базе Банка России, и мы готовим норму о том, что к 2025 году надо завершить гармонизацию законодательства и закрепить формирование наднационального регулятора, который будет располагаться в Казахстане.
Евгений Бушмин: Как гармонизировать ситуацию с акцизами на алкоголь, если в Казахстане они в 4 раза ниже российских, где планируется их скорое повышение?
Игорь Шувалов:Вопрос гармонизации налогового законодательства не стоит.Мы договорились, что у каждой страны оно своё. Что касается акцизов, то надо ввести электронную маркировку на подакцизные товары, а потом ввести её на другие товары, которые перемещаются из других стран на территорию России, Казахстана и Белоруссии. Мы сейчас исследуем системы маркировки, которые делаются по заказу зарубежных правительств. Также, возможно, возьмём на вооружение электронную систему маркировки Российской таможенной службы.
Валентина Матвиенко отметила, что эти решения должны приниматься быстрее: «Дискуссия ведётся много лет и возникает ощущение, что кто-то заинтересован в замедлении процесса. Мы акцизы поднимаем, а теневой сектор растёт. Хотелось бы, чтобы Правительство более решительно принимало решения в этой сфере, иначе бюджеты всех уровней теряют доходы».
Игорь Шувалов согласился, что лобби в этом вопросе — мощное. Хотя все концептуальные решения давно озвучены и приняты.
Владимир Долгих: не могли бы проинформировать о работе правительства по анализу рисков, связанных с санкциями Запада и США?
Игорь Шувалов: Мы стали анализировать эти риски, когда и разговора о санкциях не было, получали соответствующие сигналы от зарубежных Правительств. Также проанализировали историю санкций за последние 40 лет, изучили историю СССР в этом вопросе. Исторически Россия такая страна, которой предъявляют счета по наивысшему разряду, даже там, где счета предъявлять не за что. Но мы прекрасно понимаем с вами, что можно принимать санкции, а можно действовать фактически. Последнее — маловероятно. При этом мы понимаем риски и как нам действовать для того, чтобы свести их к минимуму.