Хочешь мира — помни о войне
Депутаты Государственной Думы во главе с её председателем Сергеем Нарышкиным посетили Берлин с рабочим визитом
Цена мира
Сразу по прилёту в аэропорт Тегель российская парламентская делегация направилась в германо-российский музей «Берлин-Карлсхорст», посвящённый истории Второй мировой войны. Именно здесь, в бывшем здании офицерского клуба, в ночь с восьмого на девятое мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских войск, положивший конец Второй мировой войне в Европе и Великой Отечественной войне. От имени советского командования капитуляцию принял маршал Жуков, чей рабочий кабинет по сей день предстаёт глазам посетителей в первозданном виде — как и зал подписания документа, украшенный флагами государств-союзников.
«Экспонаты музея рассказывают о войне. Но идея музея, заложенная его основателями, состоит в том, чтобы напоминать всем о мире: о том, какой дорогой ценой он достаётся, и о том, что оберегать его нужно всем вместе. А для этого нужно хранить память о войне», - поделился впечатлениями от осмотра экспозиции Сергей Нарышкин. Обращаясь к представителям немецких историко-просветительских и общественных организаций, он даже раз оговорился: сказав «ваш музей», тут же поправился: «наш».
Бывший Музей капитуляции стал «нашим» не только оттого, что решение возобновить экспозицию было принято совместно российским и германским правительствами к 50-летию окончания Второй мировой войны. Но ещё и потому, что выставку курирует поддерживаемое обеими сторонами общественное объединение, а сам музей стал базой для совместных изысканий профессиональных историков.
«Мы рассчитываем на сотрудничество и взаимодействие историков наших стран по такой теме как предстоящая столетняя годовщина со дня начала Первой мировой войны», - сказал председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, приглашая немецких коллег на тематический форум, который состоится в 2014 году в Санкт-Петербурге. После чего не без удовольствия огласил новость: по просьбе руководства музея «Берлин-Карлсхорст», музей будет включён в Российское историческое общество в качестве первого иностранного члена.
Заключительный аккорд
Торжественная церемония закрытия года России в Германии и года Германии в России состоялась в берлинской филармонии, получившей шутливое прозвище «Цирк Караяна» по имени одного из своих основателей и за необычную форму, напоминающую шапито. «Шутки шутками, а достать билеты в этот «цирк» бывает очень проблематично», - рассказала русскоговорящая местная жительница. Пожилая женщина маялась перед входом с 12-летним внуком, переживая, успеет ли её зять купить билеты на гала-концерт симфонического оркестра Мариинского театра. Концерт с участием дирижёра Валерия Гергиева, пианиста Дениса Мацуева и немецкого баса Рене Папе стал заключительным аккордом российско-германского культурного марафона, прошедшего в 2012-2013 годах.
По словам руководителя ведомства федерального канцлера ФРГ Рудольфа Пофаллы, «то что мы партнёры — это для нас естественное дело». Но культурные обмены Германии и России стали «опорой наших отношений независимо от повседневных политических вопросов», чему впечатляющее доказательство — более тысячи мероприятий, прошедших за эти два года в десятках городов РФ и ФРГ.
«Этот грандиозный мегапроект оправдал и своё предназначение и наши ожидания. - обратился к публике, в свою очередь, Сергей Нарышкин. - Состоялись сотни выставок, концертов, встреч, дискуссий, молодёжных контактов, спортивных мероприятий. Но главное — то, что в результате россияне и немцы стали ближе друг другу». Предположение спикера, что дружба наших народов «сыграет ключевую роль в 21 веке», вызвало аплодисменты ещё до перевода. Позднее публика так же реагировала на международный язык нот в изложении Рихарда Вагнера, Дмитрия Шостаковича и Петра Чайковского.
Дань общим победам
Второй день рабочего визита начался с посещения берлинского парка, ставшего местом захоронения почти семи тысяч советских военнослужащих. Пройдя через арку со стороны аллеи Пушкина, члены российской делегации возложили траурные венки к скульптуре «Родина мать». А затем, минуя гранитные стелы и плиты, заимстованные из рейхсканцелярии Гитлера, почтили памятник Советскому воину-освободителю, в фигуре которого скульптор Евгений Вучетич запечатлел сержанта Николая Масалова, спасшего осиротевшую немецкую девочку. «Это ведь Путин? Я увижу Путина?», - беспокоился молодой берлинец, опередивший официальную делегацию и привязавшийся к журналистам как банный лист.
Возможность поблагодарить немецкую сторону за бережное отношение к могилам советских воинов выдалась очень скоро — на встрече с директором Фонда прусского культурного наследия Германом Парцингером. «Он копальщик потрясающий», - шепотом отрекомендовал всемирно известного археолога спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Логично, что давая оценку прошедшим перекрёстным годам, специалист по скифской культуре уделил особое внимание выставке «Россия и Германия. 1000 лет истории культуры и искусства». По словам Пратцингера, за три месяца её посетили более 160 тысяч человек, что «демонстрирует высокий интерес немцев к российской культуре». Ещё большее удовлетворение специалиста вызвало «успешное взаимодействие между экспертными сообществами, историками наших стран».
В ответ Сергей Нарышкин напомнил, что помимо столетия с начала Первой мировой войны, у нас впереди ещё много знаменательных дат. Взять хотя бы то, что 200 лет назад Россия и Германия вместе воевали против армии Наполеона. «Я знаю, что в городе Вуппертале есть памятник, заложенный императорами России, Австро-Венгрии и королём Пруссии, посвящённый этой кампании. Он требует ремонта, и мы с нашими немецкими (а может быть и с австрийскими) партнёрами могли бы сформировать международный проект, посвящённый нашим общим победам», - намекнул глава Российского исторического общества.
Ожившая история
В здании немецкого парламента история буквально сочится сквозь стены. Тут и там отделка «трещит по швам», обнажая каменные плиты, испещрённые корявыми надписями: их оставили 70 лет назад солдаты и офицеры Красной Армии. Сотрудница службы посетителей Бундестага Карин Феликс потратила немало времени и сил на то, чтобы разобрать и отреставрировать каждую надпись. А ещё больше — на то, чтобы отыскать авторов. Некоторые ветераны специально приезжали в Берлин, чтобы сфотографироваться на фоне собственноручного автографа, оставленного на могиле Третьего Рейха.
Среди тех, кого так и не удалось разыскать, оказался боец по фамилии Нарышкин. Завидев его подпись, российские журналисты атаковали с расспросами председателя нижней палаты. «Мой отец участвовал в Великой отечественной войне. Он дошёл до Польши, но в конце 44-го года был ранен, госпитализирован, и поэтому не мог принимать участие во взятии Берлина», - рассказал нам Сергей Нарышкин. Впрочем, он тут же добавил, что это не имеет значения, поскольку «всё, что мы здесь увидели — чувствительно для всех нас, это святая часть нашего сознания».
В ходе реконструкции Рейхстага, проведённой знаменитым архитектором Норманом Фостером, фасад исторического здания остался нетронутым, тогда как внутри возник суперсовременный парламентский центр. Коридоры из стекла и бетона и прозрачный купол зала пленарных заседаний так впечатлили членов российской делегации, что они стали подумывать об аналогичных технических решениях при создании нового парламентского центра в России. «Главный зал заседания Бундестага открыт для того, чтобы за работой парламентариев наблюдали все желающие. И это очень символично, потому что парламент по определению является самым открытым и демократичным органом власти, - пояснил Председатель Государственной Думы. - Мы с коллегами хотели бы, чтобы наш будущий парламентский центр тоже был не только удобным, но и символизировал открытость Государственной Думы и Совета Федерации».
Чрезвычайный повод
По протоколу, встреча с президентом Бундестага ФРГ Норбертом Ламмертом должна была состояться в одном из конференц-залов. Однако председателю германского парламента так не терпелось увидеться с российским коллегой, что он подловил Сергея Нарышкина прямо на стеклянной балюстраде над куполом зала пленарных заседаний и перехватил инициативу у экскурсовода.
Отвечая на вопросы Нарышкина, господин Ламмерт рассказал, как часто собираются депутаты, и какие проблемы находятся сейчас в центре их внимания. Сразу после каникул немецкие законодатели должны были первым делом обсудить проект бюджета на 2014 год. Но может статься, что соберутся раньше — по чрезвычайному поводу. «У меня и некоторых моих коллег сложилось впечатление, что правительство в недостаточной степени занимается темой шпионской деятельности США, - пожаловался глава Бундестага. - И если депутаты подадут соответствующую заявку, то мне придётся досрочно созвать парламент».
Сергей Нарышкин, в свою очередь, обозначил проблему международного шпионажа как «вызов демократии и человечеству». Он проинформировал немецких коллег о том, что российские правозащитные организации возмущены вскрывшимися фактами «тотальной слежки со стороны спецслужб США за сотнями миллионов граждан во всём мире», и что депутаты Государственной Думы намерены обратиться к американским партнёрам за разъяснениями.
Развить тему шпионского скандала российского спикера попросили на брифинге. Отвечая на вопрос журналистов о беглом сотруднике ЦРУ Эдварде Сноудене, Сергей Нарышкин попытался «встать на его место, чтобы понять эволюцию его сознания». По мнению Нарышкина, в пользу Сноудена говорят его мотивы: он не сотрудничал с иностранными спецслужбами и раскрыл всему миру секреты ЦРУ не из корыстных побуждений, а «чтобы защитить мир и человечество от грубейших нарушений прав человека во всём мире».
Дорогу молодым
В ходе переговоров обе стороны пришли к выводу, что Россия и Германия недостаточно использовали потенциал межпарламентского сотрудничества. И решили активизировать контакты профильных комитетов, сделав акцент на совместной работе молодых парламентариев. «Мы, возможно, спланируем взаимные стажировки — с тем, чтобы студенты университетов и работники аппаратов Бундестага и Государственной Думы могли ознакомиться с работой друг друга, - сказал на брифинге Сергей Нарышкин. - Ну и чтобы молодые парламентарии чаще встречались, обменивались информацией, мнениями, опытом законотворческой работы».
Подводя итоги поездки, председатель нижней палаты вернулся к исторической теме. По его словам, в ходе общения с руководством историко-просветительских и общественных организаций ФРГ поднималась непростая тема: отчего всего через 20 лет после Первой мировой войны мир вновь оказался на грани катастрофы. «Казалось бы, у народов и у политической элиты того времени всё было на глазах. Почему же они не извлекли уроки из той страшной первой войны?», - задался вопросом Сергей Нарышкин. И предположил, что современным политикам стоило бы поучиться на примере истории наших государств: «Это история не противостояния, а примирения двух стран, двух народов. И здесь мы с полной ответственностью можем говорить, что Россия и Германия показывают пример другим странам, как нужно относиться к общей истории и к её сложным страницам».
Берлин — Москва
Ещё материалы: Фидель Агумава