Оказывается, в России есть школы и детсады, в которых не слышали о вторых сменах и очередях, где средняя зарплата учителей достигла 72 тысяч рублей, а воспитателей — 52 тысяч рублей. В этом группа сенаторов убедилась в Зеленограде на выездном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
Из-за парты…
- Полетели! — скомандовал учитель «Технологии» и руководитель проекта «Высший пилотаж» Сергей Кравченко. И под потолок спортивного зала школы № 2045 Зеленограда взмыли сразу три разноцветные модели пластиковых самолётов. Управляют «авиатехникой» сами создатели — ученики шестого класса. На то, чтобы собрать поделку «с нуля» — от чертежей до управляемой специальным пультом конструкции — им потребовалось около года.Сегодня зеленоградская школа № 2045 — олицетворение образования будущего. На уроке информатики ученики занимаются не только программированием, но и конструированием: четвероклассник Алексей показал сенаторам наисложнейшую, собранную из Lego и подключённую к компьютеру конструкцию «Футбол: вратарь, забивающая нога и ликующий болельщик». В свободное от уроков время ученики могут попробовать свои творческие силы в пресс-центре «Бегемот ТВ», оценить физическую подготовку в туристско-спортивном клубе «Вершина», продемонстрировать талант чтецов в коллективе «Художественное слово». А ещё есть проекты по работе детей с кинетическим песком, «Школа новой экологии», «Мир сенсорики»…
— В своё время Зеленоград создавался как город, где гармонично развиваются и дополняют друг друга все уровни и ступени образования и науки: дошкольное образование, школа, среднее профессиональное образование, вуз, научное предприятие, — напомнила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина. — Эта традиция сохранена по сей день.
… на завод настоящего
Многие выпускники местных школ стремятся попасть на работу на градообразующее предприятие Зеленограда — один из крупнейших в России и СНГ производителей микроэлектроники «НИИМЭ и Микрон». Именно на этом заводе производятся чипы на загранпаспорта, разнообразные электронные документы, социальные карты, билеты на общественный транспорт Москвы. «С недавних пор на наших чипах производятся билеты на метро Лос-Анджелеса и Сан-Франциско», — рассказал сенаторам генеральный директор Научно-исследовательского института молекулярной электроники, генеральный конструктор ОАО «НИИМЭ и Микрон» Геннадий Красников.Ложку дёгтя в эту картину добавляет тот факт, что практически всё высокотехнологичное оборудование — иностранного производства. «Производить такие приборы самостоятельно в России пока не умеют», — признали работники. Зато сотрудники предприятия умеют виртуозно с техникой обращаться. «К примеру, были случаи, когда на рынок выходили китайцы, и пытались предложить метрополитену свои билеты по более низким ценам, — признались работники завода. — Но оказалось, что с нами работать удобней: нам ставят задачу, что через пару недель нужно, к примеру, 15 миллионов билетов, и мы это делаем. А китайцы начинают проводить совещания, согласовывать заказ на разных уровнях, и в итоге время уходит»…
Секрет успеха
Прошлое и будущее российского образования сенаторы обсудили с руководителем Департамента образования Москвы Исааком Калиной. «У столицы есть свои особые задачи для системы образования, — подчеркнул он. — Именно Москве приходится брать большую долю ответственности за конкурентоспособность страны».По словам Калины, шансы маленьких москвичей получить качественное образование повысились после того, как финансирование системы было переведено на новые принципы. «Сильные гимназии и лицеи в Москве были всегда, — сказал чиновник. — Однако попасть туда могли около 5 процентов школьников». После того как с 2011 года в столице был внедрён равновысокий норматив финансирования образовательной деятельности, картина начала стремительно меняться.
— Если в 2011 году образовательные организации финансировались в зависимости от своего статуса (обычные школы получали меньше, гимназии и лицеи больше. — Прим. ред.) и разница в финансировании была очень высокой, то с 2011 года все школы стали финансироваться на уровне гимназий, — рассказала директор школы № 2045 Анна Халева. — Тогда во главу угла был поставлен ученик, а не статус образовательной организации. Теперь все мы получаем деньги в зависимости от количества учеников. И это привело к стремлению школ работать с каждым учащимся — для того, чтобы прийти в школу стремилось как можно больше детей.