В первый день визита делегации Совета Федерации в Казахстан состоялось заседание Комиссии по сотрудничеству между верхними палатами парламентов двух стран. Как отметил сопредседатель комиссии, вице-спикер Совета Федерации Ильяс Умаханов, такие встречи давно перестали носить ритуальный характер — парламентарии не стесняются ставить острые вопросы и вести жаркие дискуссии.
РФ предлагает наладить евразийсую подготовку кадров для нефтянки
На встречу российские парламентарии поехали фактически от трапа самолёта — программа визита в страну-союзницу крайне насыщенна. Впрочем, члены Совета Федерации не чувствовали усталости. «Три часа полёта пролетели на одном дыхании — мы же к друзьям летели!» — заметил Ильяс Умаханов, который возглавил делегацию РФ на заседании комиссии по сотрудничеству.Встреча началась с взаимных поздравлений с 71-й годовщиной Победы и традиционных пожеланий мирного неба над головой. Тема эта сегодня обсуждается в СМИ Казахстана не только потому, что президент страны Нурсултан Назарбаев принял участие в московском Параде Победы 9 Мая, но и потому, что недавно он представил в рамках IV Саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне манифест «Мир. XXI век», который признан одним из официальных документов ООН. Три основных принципа манифеста — «ни в одной современной войне не будет и не может быть победителей, в ней проиграют все», «в новой войне неизбежным будет применение оружия массового уничтожения», «основой для урегулирования споров между государствами должны стать мирный диалог и конструктивные переговоры».
«Участие президента Назарбаева придало особое звучание празднику — оно подтвердило великое значение Победы и нерушимость этого события в истории», — отметил сопредседатель комиссии с российской стороны вице-спикер Совфеда Ильяс Умаханов.
Всего прошло семь заседаний комиссии. Как подчеркнул сопредседатель комиссии, зампредседателя Сената Парламента Казахстана Сергей Громов, наработанный опыт позволил выйти на новый уровень сотрудничества. Тем для обсуждения традиционно много. В центре внимания оказалось развитие трансграничных регионов в рамках Единого экономического пространства. Всего 76 субъектов РФ взаимодействуют с территориями Казахстана — сам этот показатель определяет насыщенность межрегиональных связей. Форумы приграничных регионов России и Казахстана проводятся регулярно и стали точкой отсчёта для заключения соглашений. Их итогом стал запуск производств фосфоросодержащих руд для получения чугуна, катодной меди, а в сельском хозяйстве — это птицефабрики, молочные фермы, комбикормовые заводы.
Примером здесь могут являться связи между Актюбинской и Оренбургской областями — объём торговли между ними составляет 150 миллионов долларов, созданы десятки совместных предприятий, в том числе в химической, пищевой отрасли. Именно Оренбург является лидером по торговле с Казахстаном — регион обладает самой протяжённой границей с этой страной. Сенатор, представляющая Оренбургскую область, Елена Афанасьева отметила, что и без того мощный эффект от торговли с казахстанской стороной (общий оборот области со всеми казахстанским регионами составляет один миллиард долларов) может быть усилен. Для этого, в частности, стоит возобновить совместный проект по переработке газовой серы, производству 100-метровых рельсов для высокоскоростных маршрутов. «Ещё одно направление на перспективу — кадровое. «Целесообразно создать евразийский центр по переподготовке и повышению квалификации кадров в нефтегазовой промышленности. Если бы коллеги из Казахстана откликнулись на наше предложение, мы могли бы реализовать данный проект», — сказала Елена Афанасьева. Она также предложила активнее прорабатывать создание российско-казахстанских торговых домов.
Транзит Китай — ЕС: Казахстан торопит, Россия предлагает «посчитать» выгоды
Особое внимание казахстанские регионы придают строительству международного транспортного транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай: по мнению наших соседей и союзников, он открывает границы Европы и Азии и позволит реализовывать «спящий» потенциал России и Казахстана. Поэтому регионы Казахстана призывают российскую сторону усилить работу по строительству своей части маршрута. «Пока в России ведутся только ремонтные работы, дорога останется в прежних геометрических параметрах, что может свести на нет усилия казахстанской стороны» — таково мнение главы Актюбинской области Бедирбека Сапарбаева.На это Елена Афанасьева заметила, что в России озабочены тем, что оренбургский участок дороги находится в неудовлетворительном состоянии, но инвестора на такой дорогой проект найти в рамках одного региона очень сложно. Между тем Казахстан строит свои дороги за счёт республиканского, а не регионального бюджета.
Напомним, что по России будет проходить 2200 км транзитного маршрута, по Казахстану — более 2700 км (вся протяжённость коридора более 8400 км). При этом казахстанское правительство видит огромный потенциал в данном проекте и просит власти РФ сдвинуть сроки по строительству своей части маршрута. Пока что к этому в России планируется приступить в 2018—2019 годах.
Также казахстанская сторона обратила внимание, что объёмы перевозок растут и из-за того, что возможности пропуска автомобилей через Оренбург из Казахстана меньше спроса почти в четыре раза, транзит идёт в обход — это и дороже, и дольше. Казахстану нужно 8000 авто в сутки — РФ может пропустить около 2000 машин в сутки. Вместе с тем сенатор Арнольд Тулохонов призвал перед тем, как выбирать окончательные варианты маршруты коридора по территории России и Казахстана, «хорошо посчитать выгоды» транзитной высокоскоростной дороги. Например, учитывать, что в перспективе будут активно развиваться Транссиб и Северный морской путь, в котором задействован товарооборот того же Китая. Вместе с тем Казахстан аргументирует свою позицию тем, что речь идёт о грузах, которые идут с запада Китая, а не с востока Поднебесной, с которого товары будут «тяготеть» к Севморпути и Транссибу.
Примечательно, что Китай подводит к Казахстану восьмиполосные автодороги — как уверят сами китайцы, на перспективу. Такова их «мягкая экономическая сила». В Астане уверены, что, если не поторопиться, китайцы поведут транзит своих товаров в Европу без участия Казахстана и России. Однако весь объём товаров и торговая загрузка новых автотрасс пока полностью зависят от китайского транзита — на заседании подчеркивалось, что надо уходить от этого и развивать собственный российско-казахстанский транзит. Это будет стратегической профилактикой того, чтобы не поставить национальные экономики в зависимость от экономики КНР.
Кроме того, Россию беспокоит большое количество изъятий товаров на границе с Казахстаном, отсутствие единого санитарного надзора в двухсторонней торговле, факты ложного транзита и появление «фальсификата» из Казахстана, разница в налоговой нагрузке в РФ и Казахстане, что особенно влияет на торговлю между регионами. «Это реальные узлы проблем, их надо решать, и данные вопросы будут обсуждаться осенью. Реальной заслугой нашей комиссии считаю то, что мы ушли от ритуальных бесед и обсуждаем острые вопросы, помогая нашим регионам максимально расширять двустороннее сотрудничество», — отметил Ильяс Умаханов.