Многие российские школы с прошлого учебного года перешли на новые учебники истории — по ним штудируют науку более 700 тысяч школьников. Но по-прежнему в школьном курсе истории много «трудных вопросов» — от изучения Древней Руси до освещения событий советского времени. Теперь историю преподают в соответствии с новой концепцией. Успехи и сложности на этом пути обсудили участники III Всероссийского съезда учителей истории и обществознания, который проходит в Российской академии наук. Следующим этапом обсуждения будет концепция преподавания всеобщей истории, которая уже выложена на сайте.
Фальсификация рождает поколение националистов
Съезд, в котором участвуют учителя из разных регионов России, проходит в течение двух дней. Здесь учителя могут высказать свои замечания и идеи по доработке нового учебника истории и подготовке экзаменационных вопросов. В частности, обсуждается, делать ли ЕГЭ по истории обязательным. Единого мнения на этот счёт пока не существует. Зато историки сошлись во мнении, что их предмет требует увеличения количества часов в школьной программе.Министр образования и науки Дмитрий Ливанов подчеркнул, что история в ряду гуманитарных наук занимает особое место. «Она даёт фундамент для воспитания патриотизма, духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения, — сказал он. — Все понимают, какое значение имеет история для формирования истинного гражданина своей страны, который способен ценить и уважать не только культуру своего народа, но и исторические и культурные традиции других стран».
В прошлом году прошло тестирование учителей истории, которое подтвердило высокий профессионализм учителей и владение новой концепцией преподавания. Об этом говорил председатель Госдумы, глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Тестирование подтвердило высокую квалификацию российских учителей — это особенно важно в связи с продолжающимися попытками фальсификации истории. «Вы видите, во что пытаются превратить нашу общую историю недобросовестные политики на Украине, выискивая примеры раскола, извращая и замалчивая факты единения, — сказал Сергей Нарышкин. — Там воюют с собственным прошлым, а народ заставляют полюбить предателей и палачей». Примеры подобного надругательства над историей есть и в других странах. На днях польский Институт национальной памяти опубликовал «возмутительную, циничную и безнравственную» программу сноса 500 памятников советским воинам, которые отдали жизни за освобождение Польши от нацистов. Академик РАН, ректор Московского государственного института международных отношений МИД РФ Анатолий Торкунов обратил внимание, что в странах, где происходит фальсификация истории, воспитывается поколение, которое крайне негативно относится к России и исповедует национализм. Это самое опасное последствие подделки исторических фактов.
К советскому прошлому — особый подход
Концепция преподавания истории — это «новый культурно-исторический стандарт, который дал возможность перейти на новую ступень развития исторического образования в школе», считает научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян. Новый учебник истории пока ещё есть не в каждой российской школе. Но педагогам разосланы рекомендации, чтобы они и по старым учебникам преподавали в соответствии с новой концепцией. С федеральным учебником надо «увязать» пособия по истории регионов. Пока что в этих учебниках «большая разноголосица и разнобой форматов», а надо выработать единые подходы. При этом главное — учесть этнокультурные моменты.Отдельное заседание в рамках съезда было посвящено «трудным вопросам» истории — в этом списке 31 пункт. По словам учителей, особенные сложности вызывает преподавание советской истории: как рассказать ученикам, что такое советское общество, что такое революция? Если делать небольшой обзор учебников истории для старших классов, вышедших за последние 12—15 лет, то можно увидеть, что параграфы об истории страны с 1917 по 1991 год полны фактов о недееспособности советских руководителей, о том, что жизнь в Советском Союзе строилась на тотальном подавлении личности и устоях лагерной системы. Есть разногласия в подходах к изучению Великой Отечественной войны или, например, древнерусской истории. Мало внимания уделяют истории независимых государств, которые в своё время были частью СССР. Вместе с тем их историю необходимо изучать в противовес «концепции российского колониализма». «Нужно предпринимать усилия, чтобы достойно отвечать на эти трудные вопросы, — сказал президент Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар. — Конечно, необходимо стремиться к единому принципу изложения».