О необходимости обеспечения автономности российского сегмента сети интернет как гарантии цифрового суверенитета
В эпоху глобальной цифровизации мало у кого могут возникнуть сомнения в том, насколько значимым для общественной жизни является Интернет. Наряду с повседневным использованием Всемирная сеть выполняет ряд важнейших функций в качестве универсального средства коммуникации между участниками отношений и площадки реализации государственного и общественного взаимодействия. В последнее время государство уделяет особенное внимание совершенствованию российского сегмента Глобальной сети — так, к примеру, развитие цифровой экономики является одним из приоритетных направлений деятельности государства, что неоднократно подчеркивалось на высшем государственном уровне.
В связи с важностью сети Интернет как основного и наиболее распространенного средства коммуникации нельзя не вспомнить также о рисках, которые сопровождают внедрение и развитие новых технологий, и о вызовах, с которыми при этом приходится сталкиваться. При таком уровне значимости Интернета для общественного взаимодействия, как в настоящее время, государство просто обязано взять на себя ответственность за обеспечение безопасного и бесперебойного доступа своих граждан к Глобальной сети. Примечательно, что именно из этого исходит и Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций, в докладе которой от 16 мая 2011 года декларируется обязанность каждого государства разработать эффективную политику обеспечения доступа к сети Интернет для максимально широких слоев населения.
В эпоху блокчейна и искусственного интеллекта информационная безопасность и обеспечение цифрового суверенитета государства приобретают особое значение. Вопросам информационной безопасности немало внимания уделено в отраслевом регулировании. Статья 16 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. В 2016 году в России была принята новая Доктрина информационной безопасности (Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 «Об
утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»), которой под информационной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства. В качестве одного из интересов в информационной сфере Доктриной определяется содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.
Повестку информационной безопасности актуализирует и внешнеполитический контекст. Так, совершенно безосновательные обвинения
Российской Федерации в организации и совершении хакерских атак на информационную инфраструктуру США и стран Европы преследуют лишь
одну цель — найти новые поводы и механизмы оказания давления на Российскую Федерацию. Теперь, после принятия в сентябре 2018 года новой Стратегии национальной кибербезопасности США, согласно которой Россия обвиняется в организации многочисленных хакерских атак, все очевиднее встает вопрос о необходимости принятия превентивных мер с целью сохранения долгосрочного доступа к «глобальной паутине» на случай отключения от зарубежных корневых серверов.
При том уровне проникновения цифровых технологий в общественную жизнь, который имеет место в настоящий момент, обеспечение функционирования Интернета на территории Российской Федерации является необходимым как с позиции защиты прав граждан, так и с позиции поддержания государственного суверенитета. Оказание государственных услуг, использование Интернет-банкинга, социальных медиа и множества иных сетевых сервисов, без которых на сегодняшний день уже, пожалуй, нельзя представить нашу жизнь, если не будут приняты соответствующие меры, может быть ограничено по очередному надуманному предлогу.
Законопроектом о внесении ряда изменений в законодательство о связи и информации предлагаются комплексные меры, реализация которых позволит гарантировать функционирование сетевой инфраструктуры на территории России даже в случае недружественных действий со стороны иностранных государств, направленных на прекращение предоставления доступа к Всемирной сети.
Так, законопроектом предлагается создание Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования, который будет координировать действия операторов связи, что позволит оперативно реагировать на возникающие угрозы.
Законопроект не предполагает возложения бремени финансирования расходов, требующихся для создания условий работоспособности соответствующих технических средств, на частных лиц — операторов и конечных пользователей. Все необходимые затраты принимает на себя государство. Между тем, предприятия IT-сектора заинтересованы в стабильном и долгосрочном функционировании сети, а также в минимизации рисков отключения от нее.
Вместе с тем, высказываемые опасения относительно усиления государственного контроля над Интернетом вряд ли можно считать обоснованными. В число предлагаемых законопроектом мер входит только лишь возложение на операторов связи обязанностей выполнять правила маршрутизации сообщений электросвязи и корректировать маршрутизацию таких сообщений, что определенно не говорит о создании обособленного сетевого сегмента или организации контроля над обменом сообщениями со стороны пользователей Интернета. Не предполагает законопроект и каких-либо принципиально новых мер в части ограничения доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено в соответствии с законодательством. Предлагаемое регулирование предусматривает возможность осуществления блокировок запрещенных Интернет-ресурсов не по сетевым адресам, как это осуществляется в настоящее время, а посредством ограничения пропуска проходящего трафика. Таким образом, содержательно — по основаниям ограничения доступа к соответствующей информации — законопроектом не предлагается каких-либо изменений, они затронут только техническую сторону реализации уже действующих законодательных положений об ограничении доступа к запрещенной для распространения на территории Российской Федерации информации. Предлагаемое регулирование направлено исключительно на обеспечение и развитие прав и свобод граждан и организаций в цифровом пространстве, предупреждение возможности нарушения прав.
Кроме того, совершенно неуместными представляются параллели, проводимые между мерами, предлагаемыми законопроектом, и китайским проектом «Золотой щит», также именуемом как «китайский файрвол». Законопроект не направлен на создание альтернативы мировому Интернету и ограничение доступа российских пользователей к глобальному информационному пространству. Все, что предлагается законопроектом, необходимо для обеспечения функционирования сетевой инфраструктуры в условиях ограничения доступа к сети Интернет из вне, в случае ограничения доступа к Глобальной сети со стороны находящихся в постоянном поиске «российского следа» западных коллег.
Ещё материалы: Андрей Клишас