Олег Смолин: Если инклюзивное образование будет навязываться, мы столкнемся с ростом социального напряжения
— На сегодняшний день психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), решающие, какой статус получит ребенок с ограниченными возможностями здоровья и дающие рекомендации к его дальнейшему обучению, работают по-разному. Результат часто зависит от состава специалистов, которые в них входят.
Наша позиция, что ПМПК должна быть консультативным органом, а не органом, определяющим судьбу детей. Если следовать смыслу закона «Об образовании», решение о том, где будет учиться ребенок, принимают родители с учетом мнения ПМПК. То есть они выслушивают советы специалистов, делают свой выбор и несут за него ответственность.
До недавнего времени преобладающие обращения от граждан в мою приемную были связаны с тем, что родители хотели, чтобы их дети учились в обычной общеобразовательной школе вместе со здоровыми, а им навязывалась коррекционная. В последние годы характер жалоб изменился. «Принудительно выталкивают в инклюзив, хотим, чтобы ребенок обучался в специальном учебном заведении», — пишут мне папы и мамы.
Есть реальная угроза, что инклюзивное образование будет заменено на псевдоинклюзию или даже его профанацию. И роль ПМПК здесь может быть как позитивной, так и отрицательной. Одно дело, когда в комиссии лишь предупреждают родителя о рисках, другая — когда органы управления образованием воспринимают решение ПМПК как приказ. Если ситуация будет склонятся в сторону последней, нас ждет нарастающее напряжение в обществе, связанное с введением инклюзивного образования.
В любом случае я приветствую создание ресурса, который объединяет адреса центров психологической, медицинской и социальной помощи, так как открытость информации это всегда хорошо.
Подготовила Валерия Пименова
Ещё материалы: Олег Смолин