Евгений Аркуша: В отличие от монополизированного оптового рынка топлива, розничный у нас конкурентен
- Для меня ситуация с ценами на топливо абсолютно ясна. В отличие от монополизированного оптового рынка, розничный у нас конкурентен. Поднять цены на конкурентном рынке, который диктует свои правила, очень тяжело. Поэтому изменение стоимости бензина и дизтоплива в рознице очень плавное, в нём отсутствуют те безумные колебания оптовых цен в течение года, которые связаны, в том числе, с нарушением баланса спроса и предложения.
Надо учитывать, что в течение года оптовые цены выросли на 35-40 процентов, сейчас они опять пошли вниз, но эти колебания в рознице сглаживаются именно за счёт конкуренции. Если мы посмотрим цифры за год, то увидим, что в среднем розничные цены выросли на 7-9 процентов, то есть в уровень с инфляцией. Причём последний раз рост наблюдался где-то в середине ноября. Как только оптовые цены пошли вниз, перестали расти и розничные. Я уже не говорю о том, что в течение пяти месяцев розница работала в убыток.
Причина сильных скачков оптовых цен — это, как правильно сказал Алексей Улюкаев, — недостаток предложения по бензину. По дизелю, которого у нас производится гораздо больше, чем потребляется, всё хорошо, цены выросли примерно на один процент. А по бензину — недостаток предложения вызывает ажиотажный спрос и резкий рост цен, но всё это происходит в пределах инфляции.
Не надо и забывать о том, что пропорционально снижению мировых цен на нефть у нас растёт курс доллара. Если пересчитать по нему, то стоимость бензина даже упала. При этом себестоимость нефти в конечном продукте — всего 6-7 процентов. Конечная цена больше зависит от налогов, а они у нас больше 60 процентов.
Подготовил Дмитрий Гончарук
Ещё материалы: Евгений Аркуша