Андрей Климов: Приезд в Абхазию Суркова — это хорошая мера, которая может помочь в разрешении ситуации
— Ситуация в Абхазии, которая стала достоянием общественности, возникла не сегодня. Я по роду своей деятельности видел, как растёт напряжение. Знаю, что люди, которые сегодня протестуют, смотрели на события, которые происходили далеко от их страны. Им показалось, что этот метод решения проблем эффективен. Я принадлежу к тем людям, которые считают, что в мировой практике нужно избегать поддерживать ощущение у людей, что такой метод смены власти необходим и возможен. В разного рода революциях, какого бы цвета они не были, по большому счёту, нет ничего хорошего. И люди, которые меняют таким образом власть, вновь наступают на те же грабли. В силу своих скромных возможностей я пытался беседовать с представителями различных общественных сил, чтобы предотвратить развитие событий такого рода. Одно время нам это удавалось: мы разговаривали с разными сторонами конфликта о том, что есть реальные проблемы и есть чьё-то желание сделать эти проблемы исключительно политическим шоу, причём очень опасным.
Нам очень трудно понять всё то, что на самом деле происходит пусть даже в соседней небольшой стране. Для этого, там нужно жить. Ровно поэтому туда был направлен помощник Президента Владислав Сурков, который отвечает за такого рода регионы и проблемы, чтобы на месте при помощи «челночной» дипломатии постараться сблизить позиции сторон и избежать перерастания этого уже очевидного конфликта в какую-то более опасную стадию. Государства такого типа не имеют традиции спокойной политической жизни. Народ Абхазии находится в очень непростом положении: он всё время был в эпицентре локальных турбулентностей, что в начале двадцатого века, что потом — непрерывные войны, двадцать лет ожиданий признания, сложные отношения с Грузией, периодические опасности вооружённых конфликтов. Абхазия получила суверенитет, мы его признали, а традиция ещё не сложилась. Мы это пережили и внутри России — вспомните начало 90-х годов. Нам очень важно разъяснять нашим коллегам, что в любом случае результат в драке достигается хуже, чем без неё. Если действующий президент Абхазии не делает выводов из ситуации, стоит только на своём и полагает, что это какое-то недоразумение, то, конечно, сложно будет найти компромисс. Но то, что сегодня до нас доходят сигналы о готовности президента Абхазии провести кадровые изменения, программные установки — это, на мой взгляд, хороший знак.
Нам надо быть очень аккуратными, когда мы помогаем разрешить этот конфликт. Я считаю, что приезд в Абхазию Суркова — это хорошая мера, которая действительно может помочь в разрешении ситуации. Я бы призвал стороны конфликта всё-таки найти компромисс за столом переговоров, и никак иначе, не возбуждать большие массы населения. Я бы хотел попросить президента Абхазии — как эксперт, а не политический деятель — всё-таки подойти к этой теме предельно внимательно и руководствоваться долгосрочными интересами его государства и народа. Ещё раз посмотреть на всё, что было сделано, и на своё окружение — может быть, есть что-то, что требует корректировки.
Подготовила Дарья Бурда
Ещё материалы: Андрей Климов