Сергей Шатиров: Законодательное обеспечение реформы Российских железных дорог отстаёт на 5 лет
— Железнодорожная отрасль нуждается в ускоренном законодательном обеспечении. Напомню, что с 2001 года на российских железных дорогах проводится структурная реформа. За истекший период в ряде сегментов отрасли осуществлены плановые преобразования, которые позволили функционировать такому огромному транспортному комплексу страны более эффективно. Однако одной из самых чувствительных проблем по-прежнему остаётся законодательное сопровождение реформы. Нет чётких правовых решений по всей вертикали участников перевозочного процесса, не проработаны вопросы прав и обязанностей между грузоотправителями, операторами и перевозчиками. По мнению экспертов, законодательное отставание составляет порядка пяти лет. К сожалению, в межведомственных согласованиях забуксовали два основных законопроекта, обеспечивающих современный этап реформ — это «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав Железнодорожного транспорта». Эти два документа являются основополагающими, практически, базовыми, без которых невозможно осуществить качественный экономический прорыв в развитии железнодорожного комплекса страны.
Одним из самых неурегулированных вопросов является переизбыток вагонного парка. После введения рыночных механизмов в сфере грузовых перевозок железнодорожники столкнулись именно с с этой проблемой. Никаким законодательным или технологическим документом количество вагонов на сети не регулируется. Любой перевозчик имеет право купить вагон и поставить его на рельсы. Эксперты оценивают величину излишнего парка примерно в 250 тысяч вагонов при их общей численности сегодня в 1 миллион 180 тысяч. Такого не было даже в советские времена, когда объёмы перевозок превышали сегодняшние. Наличие избыточного парка породило снижение качества перевозки, а также это привело к сокращению скорости доставки грузов. Более того переизбыток вагонов привёл к серьёзным финансовым потерям, только на их диспетчеризацию потребовалось порядка 24 миллиардов рублей в год. Эти колоссальные финансовые потери перекладываются на плечи грузовладельцев, владельцев инфраструктуры и экономики в целом. Однако урегулировать этот вопрос возможно уставом железнодорожного транспорта. Проект документа находится в настоящее время в Государственной Думе и по нему идёт процесс согласования и подготовки к первому чтению. Это лишь один пример, как отсутствие федерального законодательства влияет на самый существенный сегмент в железнодорожном транспорте — грузоперевозки. Их доля в общем грузообороте страны составляет 43,5 процента. В целом железные дороги обеспечивают обслуживание 77 субъектов Российской Федерации и более 70 тысяч предприятий различных отраслей промышленности, более 50 процентов экспортно-импортных грузоперевозок.
Подготовила Ольга Стройнова
Ещё материалы: Сергей Шатиров