Все о пенсиях в России

два дня назадДепутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

12.12.2024Права жителей Коми на досрочную пенсию предложили расширить

Как обеспечить правовую безопасность бизнеса в эпоху цифры

11.12.2020 10:00

Как обеспечить правовую безопасность бизнеса в эпоху цифры
Гарантированно защитить предприятия от рейдерских захватов сможет обязательное нотариальное заверение итогов собрания владельцев / Фото: Игорь Низов / Фотобанк Лори

Для сохранения гарантий законности и безопасности правоотношений в новых форматах эффективные меры нужны уже сейчас.

Распространение дистанционных форматов для принятия юридически значимых решений продолжает набирать обороты: безусловно, эти процессы требуют нормативного регулирования. Так, ещё 24 ноября в Госдуму был внесён законопроект, предлагающий разрешить онлайн-­собрания участников обществ, включая ООО. Для последних такая процедура корпоративного управления была ранее недоступна, однако востребована, и период пандемии подчеркнул это.

Важнейшее требование — соблюсти законность и защиту прав участников общества в новом формате, и это смогут сделать нотариусы, которые и сегодня обеспечивают законность решений собраний обществ. Тем более что дистанционный принцип уже запускается в работу для сделок, удостоверяемых дистанционно двумя и более нотариусами.

Вместе с тем, обсуждая влияние цифровизации на правовую безопасность корпоративной сферы, эксперты не перестают говорить о растущих рисках для представителей бизнеса и их активов в целом ряде сегментов. Один из самых проблемных — незаконная смена генеральных директоров обществ, в результате которой мошенники получают доступ к средствам и счетам компаний. Корень зла кроется в том, что очень легко подделать протокол собрания общества с фальшивым решением о смене директора, который никем не удостоверяется.

Защитить ООО от такой угрозы могло бы всё то же нотариальное удостоверение протоколов собраний участников обществ, однако для этого нотариальная форма должна стать обязательной в силу закона. Такие выводы были опубликованы в ноябрьском докладе Правительства о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2019 год. Сегодня закон обязывает нового гендиректора общества идти к нотариусу только для свидетельствования подлинности подписи на заявлении для налоговых органов, что лишает нотариуса полномочий проверить подлинность протокола собрания, выявить фальшивку и пресечь тем самым преступную схему.

О необходимости присутствия нотариуса при принятии решений о смене генерального директора общества неоднократно говорили и парламентарии, и руководство ФНС, и сами представители бизнеса. Фактически поддержал такую позицию и Президиум Верховного суда, постановивший, что решение о смене гендиректора общества может не удостоверяться нотариально, только если это предусмотрено уставом компании. Однако прошедший год показал, что эти меры не решают проблему полностью.

Аргументом в пользу нотариата здесь выступают и его цифровые инструменты, которые он применяет и для безопасности, и для комфорта участников корпоративной сферы. Электронные технологии используются нотариусами при подготовке к удостоверению сделок и последующем направлении документов в регистрирующие органы. Налаженное цифровое взаимодействие нотариата и ФНС даёт бизнесу преимущества удобства и скорости при регистрации юрлиц и ИП. На рассмотрении Госдумы находится законопроект, согласно которому удостоверение подлинности подписи заявителя на заявлении о регистрации юрлица и электронная передача нотариусом документов в налоговую станут единым нотариальным действием. В поддержку законопроекта, призванного упростить жизнь предпринимателей, уже высказался Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству.

Другой пример использования цифровых возможностей нотариата в интересах бизнеса — услуга по хранению и ведению списка участников обществ в Единой информационной системе нотариата. Это гарантирует сохранность списка, неприкосновенность со стороны третьих лиц и постоянный доступ к списку для самих участников общества. Это особенно важно для малого и среднего бизнеса, где, например, злоупотребления со стороны того же генерального директора могут привести к утрате столь значимого документа или намеренному ограничению доступа к нему. Как следствие, участники ООО рискуют лишиться возможности проводить сделки со своими долями или совершать иные значимые действия. Передача списка участников ООО на хранение нотариусу устраняет эту угрозу.

Мария Мещерякова

Читайте нас в Telegram
Просмотров 2731