Как обеспечить правовую безопасность бизнеса в эпоху цифры
Для сохранения гарантий законности и безопасности правоотношений в новых форматах эффективные меры нужны уже сейчас.
Распространение дистанционных форматов для принятия юридически значимых решений продолжает набирать обороты: безусловно, эти процессы требуют нормативного регулирования. Так, ещё 24 ноября в Госдуму был внесён законопроект, предлагающий разрешить онлайн-собрания участников обществ, включая ООО. Для последних такая процедура корпоративного управления была ранее недоступна, однако востребована, и период пандемии подчеркнул это.
Важнейшее требование — соблюсти законность и защиту прав участников общества в новом формате, и это смогут сделать нотариусы, которые и сегодня обеспечивают законность решений собраний обществ. Тем более что дистанционный принцип уже запускается в работу для сделок, удостоверяемых дистанционно двумя и более нотариусами.
Вместе с тем, обсуждая влияние цифровизации на правовую безопасность корпоративной сферы, эксперты не перестают говорить о растущих рисках для представителей бизнеса и их активов в целом ряде сегментов. Один из самых проблемных — незаконная смена генеральных директоров обществ, в результате которой мошенники получают доступ к средствам и счетам компаний. Корень зла кроется в том, что очень легко подделать протокол собрания общества с фальшивым решением о смене директора, который никем не удостоверяется.
Защитить ООО от такой угрозы могло бы всё то же нотариальное удостоверение протоколов собраний участников обществ, однако для этого нотариальная форма должна стать обязательной в силу закона. Такие выводы были опубликованы в ноябрьском докладе Правительства о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2019 год. Сегодня закон обязывает нового гендиректора общества идти к нотариусу только для свидетельствования подлинности подписи на заявлении для налоговых органов, что лишает нотариуса полномочий проверить подлинность протокола собрания, выявить фальшивку и пресечь тем самым преступную схему.
О необходимости присутствия нотариуса при принятии решений о смене генерального директора общества неоднократно говорили и парламентарии, и руководство ФНС, и сами представители бизнеса. Фактически поддержал такую позицию и Президиум Верховного суда, постановивший, что решение о смене гендиректора общества может не удостоверяться нотариально, только если это предусмотрено уставом компании. Однако прошедший год показал, что эти меры не решают проблему полностью.
Аргументом в пользу нотариата здесь выступают и его цифровые инструменты, которые он применяет и для безопасности, и для комфорта участников корпоративной сферы. Электронные технологии используются нотариусами при подготовке к удостоверению сделок и последующем направлении документов в регистрирующие органы. Налаженное цифровое взаимодействие нотариата и ФНС даёт бизнесу преимущества удобства и скорости при регистрации юрлиц и ИП. На рассмотрении Госдумы находится законопроект, согласно которому удостоверение подлинности подписи заявителя на заявлении о регистрации юрлица и электронная передача нотариусом документов в налоговую станут единым нотариальным действием. В поддержку законопроекта, призванного упростить жизнь предпринимателей, уже высказался Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству.
Другой пример использования цифровых возможностей нотариата в интересах бизнеса — услуга по хранению и ведению списка участников обществ в Единой информационной системе нотариата. Это гарантирует сохранность списка, неприкосновенность со стороны третьих лиц и постоянный доступ к списку для самих участников общества. Это особенно важно для малого и среднего бизнеса, где, например, злоупотребления со стороны того же генерального директора могут привести к утрате столь значимого документа или намеренному ограничению доступа к нему. Как следствие, участники ООО рискуют лишиться возможности проводить сделки со своими долями или совершать иные значимые действия. Передача списка участников ООО на хранение нотариусу устраняет эту угрозу.
Мария Мещерякова