Проверки четвероклассников будут аналогом не ЕГЭ, а обычных контрольных
Задания для этих проверочных работ будут едиными для всех школ
Появившиеся в пятницу сообщения СМИ о возможности введения аналога Единого государственного экзамена для младшеклассников опровергла первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.
«Речь ни в коем случае не идет о введении нового единого государственного экзамена или вообще каких-то новых экзаменов и проверочных работ»,— заявила Третьяк «РИА Новости». В новом учебном году министерство собирается апробировать всероссийские проверочные работы для учеников четвертых классов школ по русскому языку, математике и окружающему миру.
Фактически это будет обычная контрольная работа, и дополнительной нагрузки на школьников не произойдет, заверила замминистра. В отличие от обычных контрольных, задания для этих проверочных работ будут едиными для всех школ. При этом оценки за них повлияют на итоговую оценку за четверть или год в той же мере, как и оценки за другие виды тестирования.
По словам Третьяк, такие проверочные работы станут «хорошим мониторинговым инструментом для диагностики системы общего образования».
Предложение Минобразования ранее резко раскритиковали в нижней палате парламента. «Начальная школа — это место, где с детьми работают педагоги. Они должны воспитывать ребят, учить мыслить и думать, а не натаскивать на тесты. Четвертый класс — это всегда стресс. Дети расстаются со своими первыми учителями. Получается, им добавляют еще один значительный стресс. И это несмотря на то, что мы имеем много трагических случаев из-за ЕГЭ в старших классах», — сказала заместитель председателя Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова («Справедливая Россия»).
Первый зампредседателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов («Единая Россия») считает инициативу Минобрнауки ненужной. Он направил в Правительство обращение с предложением отложить внедрение идеи до согласования с экспертным сообществом, родительскими организациями и психологами.
Депутат пояснил, что ЕГЭ в школах «начинает подменять сам процесс обучения, воспитания, подготовки школьников». Если раньше только старшеклассники забрасывали ненужные предметы, то теперь это начнут делать и младшие школьники.
Разработать единую форму аттестации учеников четвёртого класса необходимо, но эта форма не должна быть аналогом ЕГЭ. Такое мнение «Парламентской газете» высказала директор Института развития образования Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики Ирина Абанкина.
«Формы аттестации должны быть адекватны возрасту учеников, — считает эксперт. — Вводить аналоги ЕГЭ в четвертом классе рано».
Уже сейчас у существуют независимые формы проверки детей, рассказал НСН заслуженный учитель России, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург. «Причём не только на компетенцию предметную — знание математики, русского языка, но в связи с новым федеральным Госстандартом, проверяются также общие умения и навыки, — отметил эксперт. - То есть, если это не будет опять носить характер бюрократического устрашения, то применять такие элементы к школе нужно осторожно». Тесты - это не единственная форма проверки знаний, её не надо абсолютизировать, уверен педагог.