Все о пенсиях в России

вчераВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

два дня назадСоцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Каждая бутылка на счету

Нелегальный алкоголь заблокируют кассовые аппараты и ЕГАИС

25.02.2015 16:34

C 1 июля 2016 года в городских магазинах скорее всего нельзя будет купить нелегально произведённый алкоголь. Кассовый аппарат станет блокировать продажу, если бутылка не зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учёта оборота этилового спирта (ЕГАИС). Соответствующий законопроект Правительства планируется рассмотреть в Государственной Думе в ближайшее время.

ЕГАИС уже несколько лет является основным инструментом учёта оборота этилового спирта и алкогольной продукции, но пока под контролем было только производство и импорт крепких напитков, а розница оставалась вне поля зрения государства. Электронная система позволяет производителям оперативно отчитываться о своей деятельности. В момент нанесения акцизной марки информация о каждой бутылке передаётся в систему электронного учёта, нелегальная продукция, соответственно, никогда в базу не попадала. Законопроект предлагает оборудовать кассы магазинов программным обеспечением, позволяющим передавать информацию о каждой проданной бутылке в ЕГАИС. Таким образом, попытка купить незарегистрированный алкоголь будет отклонена кассовым аппаратом. Согласно законопроекту, внедрение ЕГАИС в розницу пройдёт в несколько этапов: с 1 июля 2015 года пивоваренные заводы будут обязаны регистрировать свою продукцию наравне с производителями водки, с 1 июля 2016 года контроль над продажами заработает во всех городских магазинах, а год спустя — и в сельской местности.

Объёмы продаж нелегальной водки в России очень велики: по данным Росстата, в 2014 году через розницу было продано 104 миллиона декалитров водки, при официально произведённых заводами 66,6 миллиона декалитров — это 370 миллионов левых литровых бутылок. По мнению председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктора Звагельского, сегодня каждый пятый магазин, торгующий водкой, находится вне правового поля. Отраслевой регулятор работает достаточно эффективно, но только в сфере легального оборота алкоголя. При этом доля самого легального и контролируемого рынка составляет не более 40 процентов. «Я скептично отношусь к самому факту ЕГАИС в рознице, поскольку нелегальный сегмент никак охвачен не будет», — заявил депутат.

Нелегальная продукция необязательно является суррогатом, выполненным в кустарных условиях, она может производиться на том же самом заводе, но во вторую и третью смену. «Полностью избавиться от левой продукции можно если минимальная цена за легальную водку в магазинах будет 100 рублей за пол-литра, только тогда в теневом производстве пропадёт смысл», — рассказал «Парламентской газете» директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Но такой ценовой порог нереален. По данным агентства Nielsen, в 2014 году производителю только за акциз приходилось отдавать по 100 рублей за каждые пол-литра. Бутылки в магазинах с ценником ниже 250 рублей являются нелегальными по определению — при такой цене завод работает себе в убыток.

Повлиять на оборот теневого алкоголя ценовыми методами пыталось Росалкогольрегулирование, увеличивая в течение последних пяти лет минимальную розничную цену (МРЦ) на водку. Но 1 февраля 2015 года ведомство изменило тактику, впервые в истории снизив МРЦ на пол-литра водки с 220 до 185 рублей в начале февраля. «Чем дороже становилась легальная водка, тем меньше были поступления в казну от акцизов, ведь массовый покупатель всегда выберет товар подешевле, а значит, нелегальный», — считает Вадим Дробиз. Он пояснил, что новая МРЦ — это прежде всего признание ошибочности прежнего курса, ведь нелегальная водка отлично продавалась и за 220, будет продаваться и за 185 рублей. «Минимальная розничная цена может быть эффективной только там, где нелегальной продукции быть не должно — в двух тысячах магазинов при ликёро-водочных заводах и в 20 тысячах сетевых, — уверен эксперт. — ЕГАИС же сможет охватить все 250 тысяч торговых точек России».

Накрутка на стоимость в торговых сетях сегодня превышает размеры акцизов, а установка нового программного обеспечения ещё больше увеличит конечную цену водки, себестоимость которой в среднем составляет 25 рублей. Никто не даёт гарантии, что повышенные цены и строгий контроль за продажами «белой» не активизируют торговлю из-под полы и вынудит людей сдуть пыль с самогонных аппаратов.

Константин Никитин

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1750