Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Валентина Матвиенко: правовая система страны должна опираться на национальные традиции и ценности

12.08.2016 00:20

Парламентские каникулы не означают, что деятельность Совета Федерации приостановилась. Сенаторы работают в регионах, продолжается законотворческая активность в комитетах и комиссиях. Вместе с тем появилось время для основательного анализа завершившейся сессии, подведения итогов.

На крутом повороте истории

Внимательно слежу за тем, как оценивается наша деятельность, как она комментируется политиками, деловыми кругами, средствами массовой информации, как воспринимается гражданами. И часто звучит мнение, будто парламентом принимается слишком много законов в ущерб их качеству.

Действительно, в ходе весенней сессии 2016 года палата рассмотрела и одобрила 8 конституционных и 375 федеральных законов. Наверное, не все из них можно признать в полной мере качественными. Тем не менее спешить с критическими обобщениями вряд ли стоит.

Обратимся к нашей новейшей истории. Конституции России в этом году исполнится 23 года, по мировым меркам совсем немного. Она закрепила коренное изменение государственно-политической системы страны, всего общественного строя. Потенциал любой конституции раскрывается, реализуется в законах, принимаемых на её основе и формирующих правовое пространство. Без того и другого нет дееспособного государства. Это исторически доказанный факт. Мы тоже встали перед этой задачей, необходимостью её решать, исходя из исторических и современных особенностей нашей страны.

Напомню, в начале 1990-х годов Россия находилась в состоянии фактического правового вакуума. События осени 1993 года, когда для отстаивания своей легитимности власти пришлось прибегнуть к силовым методам, — также в очень большой степени результат отсутствия законов, адекватно отражающих новые реальности. Мы имели возможность убедиться, как дорого обходится подобное положение стране, народу. Так было, например, и в начале советского периода, когда право сводилось к так называемому революционному правосознанию, не оформленному в виде законов.

Вот почему считаю благом для России то, что сразу же после принятия Конституции развернулась активная законотворческая и законодательная работа. Она началась фактически с чистого листа в том смысле, что об органичной преемственности с советскими законами не могло быть и речи. И потому правовым регулированием предстояло охватить все, подчёркиваю, все без исключения сферы деятельности власти, общественных отношений.

К настоящему времени принято около шести тысяч федеральных законов, многие тысячи других нормативных правовых актов. Нет ни одной области жизни государства и общества, которая бы находилась вне правового регулирования. Принятые законы функционируют устойчиво, надёжно обеспечивая развитие страны. Благодаря этому Россия не сорвалась в анархию, сохранила управляемость на очень крутом повороте истории.

Закон — это всегда компромисс

Мы сформировали собственную национальную правовую систему. В своих принципах, базовых положениях она ничем не отличается от систем, функционирующих в других развитых государствах. Современная Россия представляет собой демократическое, правовое, социальное, федеративное государство не только потому, что так записано в Конституции, но и потому, что на деле является таковым. За эти годы не принят ни один закон, который бы ущемлял конституционные права и свободы человека. Выстроена политическая система, которая обеспечивает реальное участие граждан в контроле над властью. Расширяются полномочия субъектов Российской Федерации, возможности самостоятельного решения ими вопросов своего экономического и социального развития.

Естественно, со временем число принимаемых законов будет уменьшаться. Вместе с тем тонус законотворческой и законодательной деятельности и в последующие годы останется высоким. Ведь мы живём в эпоху, для которой характерна высокая динамика изменений в технологиях, жизни общества, в международных отношениях. Поэтому мы и впредь будем принимать немало законодательных актов.

В том числе таких, в название которых входит «О внесении изменений…», то есть уточняющих, корректирующих уже принятые законы. Нас часто критикуют за это. Бесспорно, принятие подобных законов создаёт определённые неудобства органам власти, бизнесу, гражданам. Но эти издержки не идут ни в какое сравнение с проблемами, которые непременно возникают, если законы, приводящие право в соответствие с действительностью, принимаются с запозданием или не принимаются вовсе.

В целом, считаю, в последние годы качество принимаемых законов ощутимо повысилось. Во многом это результат того, что на федеральном уровне сформировался корпус сенаторов, депутатов, которых с полным правом можно назвать профессионалами законотворчества и законодательства. Мы научились работать в тесном взаимодействии друг с другом, использовать потенциал экспертного сообщества, видеть и учитывать интересы, мнения регионов, деловых кругов, настроения населения.

Это не значит, что проблема качества законов полностью снята с повестки дня. Как известно, предела совершенству нет. Другое дело, что считать качественными законами? Если только такие, принятие которых полностью решает определённую проблему, то они большая редкость не только в России, но и в других странах. Ведь любая правовая норма — это всегда выстраивание баланса политических, экономических, социальных, иных интересов государства, страны, определённых социальных групп. Поэтому закон всегда представляет собой компромисс. При этом качественный не тот, который сулит людям всё и сразу, а тот, что реально обеспечивает максимум достижимого в конкретных обстоятельствах. Это главный критерий нужности, ценности, осуществимости законов.

Приоритеты законотворчества

Всё это мы учитывали в своей работе в период весенней сессии. Наши усилия направлялись на принятие законов, необходимых для реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, обеспечение устойчивого развития страны, сохранение общественно-политической стабильности, поддержание благосостояния людей с учётом внутренних и внешних условий. А они, как известно, непростые. Нам приходится действовать в условиях серьёзных ограничений. Тем более надо было сделать упор в нашей работе на законах, направленных на как можно более полное использование имеющегося технологического, экономического, социального, интеллектуального и духовного потенциала.

Считаю, в целом это удалось. Экономика России сумела адаптироваться к новым экономическим и политическим реальностям. В стране сохраняется общественно-политическая стабильность.

При этом текущие вопросы не должны заслонять вопросы среднесрочной и долгосрочной перспективы. Выступая на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Президент России поставил задачу «обозначать направления, которые являются определяющими для ускорения экономического роста, для повышения качества жизни и благосостояния граждан Российской Федерации». В их числе развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, ипотеки, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного строительства. Ключевое значение имеет формирование более современной, более конкурентоспособной структуры отечественной экономики.

Реализация проектного подхода потребует внесения корректив в действующее законодательство. Совет Федерации во взаимодействии с Государственной Думой и Правительством РФ примет самое активное участие в этой работе.

Устойчивое и динамичное развитие страны невозможно без включения в полную силу такого мощного ресурса, как экономический, социальный, управленческий потенциал субъектов Российской Федерации. Сегодня он используется недостаточно.

Неизменно приоритетное направление деятельности палаты - совершенствование политической системы страны. Весенняя сессия отмечена рядом важных шагов в этом направлении. Мы вернулись к выборам по одномандатным округам. Одобрили законы, направленные на повышение прозрачности выборных кампаний и равенства стартовых возможностей всех её участников. Установили единый порядок финансирования избирательных кампаний, процедуры оформления партийных списков, обеспечения доступности и открытости информации. В то же время видим, что резервы ещё не исчерпаны. Так, остро ощущается потребность в принятии закона, регулирующего область политической рекламы, притом не только в период выборов, но и в целом, как составной части деятельности партий.

Большой позитивный резонанс в обществе получило одобрение закона, защищающего граждан от произвола, а порой и насилия со стороны сотрудников некоторых коллекторских агентств, регулирующего отношения заёмщиков с агентствами, банками, микрофинансовыми организациями. Тем самым был сделан важный шаг по пути формирования цивилизованной модели взаимодействия заёмщиков и кредитных организаций. Палата будет держать в поле зрения реализацию данного закона.

За последние годы немало сделано, в том числе в законодательном плане, для сбережения культурного наследия Отечества — как духовного, так и материального. Принят ряд законов, осуществляются соответствующие федеральные и региональные программы. Вместе с тем жизнь показывает, что в некоторых случаях необходимы разработка и принятие, я бы сказала, точечных законов, цель которых — сохранение и развитие объектов культурного наследия, имеющего особенно большую значимость для страны. В этом убеждает, в частности, опыт восстановления Кисловодска. По поручению Президента России готовится закон, который создаст условия для дальнейшего развития Кавказских Минеральных Вод как уникального курортного, исторического, ландшафтного, природно-биологического комплекса. Совет Федерации сделает всё для его скорейшего принятия.

Палата продолжает работу по совершенствованию антикоррупционного законодательства. Мы стремимся выстроить не просто набор мер, а их систему. Поэтому принимаемые законы касаются всех ветвей и уровней власти, всех сфер жизни. Неуязвимых для этих законов лиц сейчас нет. В 2015 году привлечено к ответственности по коррупционным уголовным делам около тысячи чиновников, в том числе высокопоставленных. Совет Федерации внимательно отслеживает, анализирует правоприменительную практику в этой области. Не исключаю, что соответствующие предложения будут внесены сенаторами уже в осеннюю сессию.

С учётом ситуации на международной арене палата уделила первостепенное внимание вопросам поддержки оборонно-промышленного комплекса, военно-технического сотрудничества. Мы одобрили законы, вносящие изменения в порядок выполнения государственного оборонного заказа. Поддержали меры по совершенствованию законодательства в сфере социальной поддержки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов.

Один из самых больших, если не самый большой, современный вызов человечеству — рост активности международного терроризма. Чудовищные преступления, совершённые террористами во Франции, Бельгии, Ираке, других странах, говорят о том, что международное сообщество пока не сумело разработать эффективные меры, которые бы поставили прочный заслон этому глобальному злу.

Наша страна раньше многих других столкнулась с этой угрозой, оценила её масштабы, приняла правовые меры, шаги по защите от неё своих граждан. Важные в этом плане законы приняты и в ходе весенней сессии. Мы выстроили надёжную и эффективную систему защиты своих граждан от террористической угрозы. Россия последовательно, конструктивно выступает за углуб­ление взаимодействия международного сообщества в этой сфере. Похоже, хотя и с запозданием, международное сообщество нас услышало.

Предусмотреть перемены, направить их на созидание

Я хорошо знакома с зарубежным опытом законодательной работы. Считаю, что сегодня мы не только здесь ни в чём не уступаем, но и сами можем служить примером. Но есть и области, где нам надо более настойчиво двигаться вперёд. Одна из них - обеспечение стабильности законодательства. Россия этим похвастаться пока не может. Да, мы живём в эпоху быстрых перемен. Тем не менее опыт ряда государств показывает, что это не обрекает законодательство на постоянное отставание, оно может идти в ногу со временем. Ведь закон — инструмент не только адаптации к реальности, но и самой её, реальности, изменения. Мы можем и должны более активно использовать эту сторону законодательства, закладывая в закон положения, предусматривающие грядущие перемены и направляющие их в созидательное русло. Это важнейшее условие повышения стабильности и эффективности законов, их «долгожительства».

Факт, что один из фундаментальных принципов правового государства — равенство всех граждан перед законом — на практике, в том числе судебной, соблюдается в нашей стране не всегда. Причины тому разные - от недостаточного профессионализма правоприменителей до обыкновенной коррупции. Так или иначе, это рождает правовой нигилизм, подрывает доверие общества к власти. Думаю, законодателям следует усилить внимание к этому аспекту мониторинга правоприменительной практики с тем, чтобы полностью перекрыть механизмы, делающие возможным существование групп, каст, людей, «стоящих над законом».

Любая национальная правовая система стабильна и эффективна только тогда, если в своих принципах, базовых нормах она является юридическим оформлением исторически сложившихся политических, экономических, социальных, культурных, духовно-нравственных ценностей конкретной страны, нации. Мы должны постоянно помнить об этой истине и когда принимаем законы, и когда применяем их. Приходится говорить об этом, поскольку не прекращаются попытки навязывания нашему государству правовых установок, подходов, за которыми просматриваются иные, подчас чуждые нам ценности.

По этой причине считаю важным внедрить в нашу законодательную работу экспертизу законов на предмет их соответствия нашим историческим, национальным ценностям. Мы и сейчас это делаем, но время от времени и по собственному усмотрению. Думаю, надо закрепить такую экспертизу в Регламенте Совета Федерации в качестве обязательной составляющей нашей работы.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 29836