Минпромторг производит тонкую настройку специнвестконтракта
Участники круглого стола в Общественной палате обсудили реализацию закона о промполитике
В Общественной палате прошел круглый стол, на котором обсуждалась реализация федерального закона о промышленной политике применительно к постановлению Правительства РФ со сложным названием «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в России».
Бизнес указал чиновникам на спешку в подготовке документа
Напомним, что ФЗ-488 принят в декабре 2014 года, а постановление № 719 год назад. Закон явился важнейшим событием не только для промышленности, но и всей экономики. На него возлагаются надежды в плане оживления научно-технической и инновационной деятельности в реальном секторе, равно как и поддержки внешнеэкономической активности нашей страны. Цель постановления — стимулировать производство и определить условия, запреты и ограничения на допуск товаров иностранного происхождения.Судя по дискуссии, сопряжение этих двух документов на практике порождает немало проблем. Некоторые вопросы стали следствием не совсем точной проработки текста, что дало основания одному из участников попенять Министерству на спешку в подготовке постановления. Например, заложенные в него перечни производственных операций основаны на устаревших технологиях предприятий, построенных 50-80 лет назад. Директор Департамента стратегического развития и проектного управления Минпромторга России Василий Осьмаков истолковал невнятные пассажи и пообещал прописать их «по-человечески». Предметом обсуждения стало также постановление Правительства РФ № 708 о специнвестконтрактах для отдельных отраслей промышленности.
Какие вопросы есть у бизнеса? Прежде всего бизнес озабочен невозможностью заключения специального инвестиционного контракта для малого и среднего бизнеса. Далее, в связи с отсутствием в нашей стране поставщиков компонентов для производства высокотехнологичной продукции машиностроения и электротехники нет возможности выполнить требования к промпродукции, вытекающие из 719-го постановления.
В бизнес-сообществе выражается недоумение по поводу того, что господдержка, в том числе через механизмы закона о промышленной политике, оказывается проектам, отнюдь не нацеленным на производство новой продукции. Последние ставят своей целью создание избыточных производственных мощностей. Они же, в свою очередь, затем деформируют ситуацию на конкретном рынке, так как выпущенная на них продукция не потребляется и не обеспечивается платежеспособным спросом.
Стимулировать автаркию никто не собирается
Член Общественной палаты РФ, директор некоммерческой организации «Фонд развития трубной промышленности» (НО «ФРТП») Олег Калинский рассказал о том, какие поправки предлагает бизнес.Первое, применить принцип местной добавленной стоимости вместо обязательных производственных операций для отнесения продукции к российской.
Второе, внести корректировки в перечни технологических производственных операций, определенных требованиями к промышленной продукции, изложенными в тексте постановления.
Третье, создать условия для развития производства комплектующих (льготные кредиты на развитие производства, государственные промышленные парки без аренды и налогов на стартовый период).
Четвертое, учесть при корректировке постановления-719 наличие у иностранных компаний, вкладывающих инвестиции в создание промпредприятий в России, патентов, не позволяющих локализовать на территории России отдельные элементы продукции и выполнить заложенные в данном документе требования к промпродукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ.
Позицию Минпромторга России обозначил Василий Осьмаков. По его словам, Министерство заинтересовано в совершенствовании законодательства по промышленной политике, в том числе в разработке критериев, которые бы применялись к оценке достаточности производственных мощностей или их избыточности с целью нивелировать риск предоставления господдержки избыточных, не поддержанных спросом производственных мощностей.
Минпромторг отверг инициативу о применении принципа добавленной стоимости для отнесения продукции к национальной, поскольку она противоречит правилам и нормам ВТО. Последняя была высказана представителем АО «Шнейдер Электрик».
Чиновник заверил, что стимулировать автаркию и реанимацию огромного советского производственного комплекса власти не собираются. Это, по его мнению, принципиальная вещь. Вторая касается подходов к теме локализации.
«Мы прекращаем мыслить исключительно категориями локализациями под российский рынок. Экспортируйте! — призвал он представителей бизнеса. — Под внутренний рынок локализовать почти ничего невозможно. Он маленький! Это факт. К тому же, если делать с ориентацией на него, то любая самая хорошая западная компания русифицируется и будет работать под российские же стандарты качества и российских субподрядчиков. Только выход на глобальный рынок заставит окультуриваться интегратора и субподрядчиков. Это наша принципиальная позиция».
В ходе дискуссии было развеяно сложившееся у бизнеса представление о том, что постановление-719 сделано только под ФЗ-44 о контрактной системе в сфере закупок.
На самом деле шаг за шагом идет достройка правовой конструкции исходной идеи специнвестконтракта, «где поначалу никаким российским продуктом и не пахло, а было чисто инвестиционное соглашение без всякой российскости: налоги, преференции, финмодель и так далее — пояснил Василий Осьмаков. — Постановление — это оферта государства, которое говорит о том, что мы считаем приемлемым осуществление российскости продукта в разных отраслях такой-то номенклатуры с таким-то уровнем локализации. Это делается еще и потому, что таможенные требования не работают. Поэтому нужна более гибкая настройка».