Шлёпнул ребёнка — до двух лет тюрьмы
Совет Федерации создаст рабочую группу по корректировке «антисемейной» поправки в пакете по декриминализации статей УК РФ
Одним из самых резонансных законопроектов, которые были рассмотрены на финальном в весеннюю сессию пленарном заседании Совета Федерации, стал пакет поправок по декриминализации ряда статей Уголовного кодекса РФ. Неожиданно в него были включены нормы, которые вопреки поручению президента расширяют круг лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за побои, не представляющие угрозу здоровью, — в него включены близкие родственники и люди, ведущие общее хозяйство. Это стало предметом недовольства не только родительского сообщества, но и ряда сенаторов, которые назвали новые поправки «антисемейными».
Почему возмущается общественность
«Данный законопроект не соответствует Конституции РФ», — об этом накануне заседания в палате регионов заявила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина. «Это — пример того, как Госдума может извратить содержание закона в процессе его рассмотрения. Законопроектом предполагается вывести из категории уголовных преступлений ряд деяний и перевести их в состав административных правонарушений. Ко второму чтению, без учёта нашего мнения, концепция законопроекта была подвергнута существенному изменению. В нём появился ряд новых спорных положений, в том числе антисемейных», — подчеркнула сенатор.Речь идёт о том, что в первой редакции закона, предложенной Верховным судом РФ и разработанной по поручению Президента РФ, предлагалось следующее. Побои, не представляющие угрозу здоровью, оставить в категории административных правонарушений, — уголовный состав преступления сохранился для «побоев из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». «Ко второму чтению ответственный комитет почему-то расширил круг тех лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за побои. Новая редакция статьи 116 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за побои в случае их совершения «в отношении близких лиц». Это, как указывается авторами поправки, — близкие родственники, люди, ведущие общее хозяйство. То есть уголовная ответственность предусматривается сейчас за побои в отношении определённой социальной группы — семьи. Сами формулировки указывают на то, что поправки готовились быстро, без обсуждений, непродуманно!» — уверена Елена Мизулина.
Тем самым складывается ситуация, по её мнению, когда шлепок представляется более опасным, чем рукоприкладство на улице: за шлепок в семье можно получить до 2 лет тюрьмы, за побои на улице — штраф до 40 тысяч рублей и до четырёх месяцев тюрьмы. Есть и другие недоработки в пакете поправок — согласно им, в суды будут попадать уголовные дела о побоях в отношении близких лиц, которые уже давно примирились. «Принятые законодательные изменения носят дискриминационный характер по отношению к членам семьи, — настаивает Елена Мизулина. — Они противоречат основным задачам государственной семейной политики, направленной на поддержку, укрепление и защиту семьи. Всё это легализует ювенальную юстицию, то есть необоснованное вторжение в семейные дела. Поскольку уголовное дело теперь можно возбуждать по любому поводу — ссадина, синяк у ребёнка, это станет хорошим основанием прийти в семью с проверкой и даже возбудить уголовное дело в отношении родителей. У меня нет ответа на вопрос, чем обосновано такое ужесточение ответственности во внутрисемейных отношениях. Всё это выльется в непредсказуемую правоприменительную практику, связанную с необоснованным изъятием детей из семьи. Это нанесёт непоправимый вред семейным отношениям, что и вызывает справедливое возмущение общественности».
О скрытой «ювеналке» и пользе семейных ценностей
Между тем председатель конституционного Комитета СФ Андрей Клишас назвал все обвинения в продвижении ювенальной юстиции «странными». Он отметил, что никакая дополнительная уголовная ответственность для близких родственников не вводится — она, по его словам, «была и существует сейчас». «Верховный суд РФ занял позицию, по которой ответственность за побои для близких родственников останется уголовным составом, а для третьих лиц станет административным лишь в случае однократного совершения (в случае повторного применяется также уголовная ответственность). Логика здесь понятна. Кто защищает несовершеннолетнего ребёнка в первую очередь? Родители, а потом уже его защищает закон. Если же побои ребёнку нанесли родители, то защита со стороны закона не должна ослабевать. Это принципиальная позиция ВС России, и мы с ней согласны. Никаких институтов ювенальной юстиции не вводится — мы считаем, что именно в семье ребёнок должен чувствовать себя наиболее защищённым», — считает сенатор.По словам Андрея Клишаса, статистика говорит о том, что проблема насилия в семье сохраняется, и «это не на пользу традиционным семейным ценностям, которые отстаивает Совет Федерации и лично спикер Валентина Матвиенко». Он констатировал — государство отказывается декриминализировать указанные статьи, так как усматривает в этом серьёзную общественную опасность и видит в этом превентивную меру против насилия в семье. Между тем с ним вступили в дискуссию сразу ряд сенаторов — они посчитали законопроект «сырым», а Вячеслав Мархаев назвал предложения по либерализации уголовного законодательства «лоскутными и фрагментарными». Ольга Тимофеева отметила, что в последние дни ей поступают многочисленные обращения от родительских комитетов — ни в коем случае не принимать пакет поправок именно из-за «антисемейных» поправок: «Считаю, что происходит скрытое навязывание форм ювенальной юстиции в наше законодательство». А Светлана Горячева предложила создать согласительную комиссию.
Между тем сторонники закона, среди которых оказались сенаторы Ольга Ковитиди, Лилия Гумерова, Валентина Петренко, настаивали — если ребёнка бьют в семье, то государство должно его защитить.
Рабочая группа вместо согласительной комиссии
Спикер палаты регионов Валентина Матвиенко призналась, что если бы законопроект касался только скандальной поправки, то она без сомнений призвала бы отправить закон на доработку: «Но закон намного шире, он упрощает жизнь бизнеса, предпринимателей, позволяет реализовать указы Президента РФ. Полагаю, что на стадии проработки профильному думскому Комитету надо было более публично вести работу и разъяснять свою позицию». В итоге законопроект был одобрен большинством голосов. Вместе с тем палатой было принято решение — создать рабочую группу по корректировке статьи 116 УК РФ. Поручение профильным комитетам — к сентябрю подготовить необходимые корректировки, которые сняли бы все общественные тревоги. Кроме того, сенаторы взяли на себя обязательство отслеживать правоприменительную практику.Впрочем, представители родительского сообщества России готовы идти до конца. На сайте Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС) размещены варианты обращения к Президенту России с просьбами наложить вето на данную норму закона. Аналогичные акции пошли по регионам — так, в Красноярском крае представители Всероссийского родительского сопротивления в первый же день собрали сотни подписей за отмену новой поправки в статью 116 УК РФ. По мнению родителей, их лишают права на разумное физическое воздействие на детей в качестве воспитательной меры. А «общественники» утверждают, что это нарушает статьи Конституции РФ, где, в частности, указывается, что «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей».
Как бы то ни было, «последней инстанцией» в данном вопросе остаётся Президент РФ — главе государства уже поступило открытое обращение «общественников» Москвы. В нём, в частности, указывается, что резонансные поправки в УК РФ «уничтожают право родителей на разумное воспитание детей», а также являются репрессивными по отношению к такой социальной группе, как родители.