Чем обернётся для Великобритании и ЕС триумф евроскептиков
Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассуждали наши эксперты
Итоги референдума в Великобритании продолжают живо обсуждать во всём мире. Brexit — термин, определяющий выход страны из ЕС — может спровоцировать развитие протекционистских настроений в государствах Европы, что станет причиной ослабления институтов власти Евросоюза. Произойдёт ли это в ближайшее время или нет?
Кто и за что голосовал в Великобритании
Решение о выходе из ЕС раскололо британское общество, расшатав его изнутри, вызвало острый кризис внутри правящей Консервативной и оппозиционной Лейбористской партий и наконец создало реальную угрозу распада страны. Недовольные итогами Brexit, о решимости добиваться выхода из состава Великобритании уже заявили представители Шотландии и Северной Ирландии. «Общественное сознание в Великобритании раздроблено и неоднородно, — говорит научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности Центра евроантлантических и оборонных исследований РИСИ Анна Виловатых. — Известно, что в Шотландии и Северной Ирландии большее число респондентов проголосовали за то, чтобы остаться частью ЕС — 62 и 65 процентов. В Шотландии высказались за то, чтобы провести референдум о выходе из Великобритании».«Почти все представители научной общественности Великобритании против выхода из ЕС, они прямо говорили, что боятся потерять финансирование, которое осуществлялось из Брюсселя. Точно так же против выхода из ЕС выступали члены различных общественных организаций — экологи, представители европейских союзов журналистов… Такая «не мягкая» финансовая сила продолжает работать. Кроме того, большие группы людей, получающие из Евросоюза финансовую помощь, также будут против выхода страны из ЕС», — рассказал член Общественной палаты России Максим Григорьев.
Распадётся ли Евросоюз?
В Кремле считают, что для ЕС в связи с решением Великобритании выйти из него наступает турбулентное время. Сегодня пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков подчеркнул, что Россия заинтересована в том, чтобы «европейское пространство было стабильным, стремительно развивающимся, предсказуемым и готовым к сотрудничеству с Россией».«Я совершенно не думаю, что сейчас произойдет распад ЕС, — считает Максим Григорьев. — Многие группы элит в Старом Свете привыкли считать себя европейцами, а не представителями того или иного национального государства». Однако в среднесрочной перспективе группа «евроскептиков», по его мнению, будет увеличивать свою активность. С другой стороны, многое зависит от того, пойдут ли в Евросоюзе на какие-то изменения. Однако я не думаю, что нынешнее поколение евробюрократов способно к изменению существующего подхода «всех под одну гребёнку».
«Еврокомиссары пытаются оставить Евросоюз таким, какой он есть. В своё время в Великобритании ходила шутка, что Кэмерон попросил от Евросоюза очень мало, а получил ещё меньше. Все призывы к модернизации Евросоюза не были услышаны. Например, Борис Джонсон, британский политик и журналист, член Консервативной партии, экс-мэр Лондона в статье прямо пишет, что Евросоюз — неизбираемая, недемократическая, неподотчетная и нереформируемая структура», — рассказал Максим Григорьев.
Тем временем польский государственный телеканал опубликовал сегодня, 27 июня, девятистраничный документ, якобы подготовленный главой германского МИД Франком-Вальтером Штайнмайером и главой МИД Франции Жан-Марком Эйро. В нём говорится, что Франция и Германия готовят проект создания «европейского супергосударства», который должен прийти на смену Евросоюзу. Страны-участницы фактически потеряют право на собственную армию, спецслужбы, уголовные кодексы, отдельную налоговую систему — в том числе на налоги, собственную валюту или центробанки, способные «реально защищать финансовые интересы национального государства», приводит цитату из документа телеканал.
Что ждать России
На протяжении нескольких десятилетий ЕС остаётся ведущим торговым партнёром Москвы. В 2015 году на него приходилось около 46 процентов российской внешней торговли (249 миллиардов долларов США). Доля Британии в этой торговле незначительна, и между двумя странами практически отсутствуют совместные производственные цепочки.«Я не думаю, что должны произойти какие-то сверхкардинальные изменения в наших отношениях, — убежден старший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО Леонид Гусев.
«Практический аспект взаимоотношения с Россией, кулуарный, не публичный, будет, возможно, упрощён. Но, повторюсь, это будет абсолютно не публично, антироссийская настроенность Великобритании как была, так и останется», — считает Максим Григорьев.