Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Через 10 дней россиян ждёт повышение тарифов ЖКХ

Тарифы на газ, воду, электричество увеличатся на 4 %, для Москвы повышение составит 7,5 %

20.06.2016 19:07

Через 10 дней россиян ждёт повышение тарифов ЖКХ
Фото Михаила Нилова

Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются государством.  На их сдерживание направлен ряд законопроектов, принятых Госдумой. Настоящим же решением проблемы стала бы окончательная стабилизация цен в системе ЖКХ хотя бы на пять лет. И такое, по мнению экспертов «Парламентской газеты», возможно, если сделать систему ЖКХ по-настоящему эффективной. О том, как этого добиться, шла речь на «круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты».

Рост под контролем

Из-за чего растут цены на тарифы ЖКХ, экономисты перечисляли много раз. «От экономических законов не уйти», — констатирует сенатор от Челябинской области Олег Цепкин. «У поставщиков выросли отпускные цены на газ,  уголь, электричество. А дальше по цепочке управляющие компании, чтобы не остаться в убытке, вынуждены поднимать цены», — объясняет он. Влияет на рост цен и состояние самих сетей и коммунального оборудования. Оно плачевное: износ составляет порядка 70 процентов.  Но рост тарифов сегодня не может быть бесконтрольным. Об этом напомнил заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. «С 2014 года эта проблема регулируется на законодательном уровне. Теперь индекс роста совокупной платы за ЖКХ установлен в законе. За один раз он не может вырасти больше, чем на  4%. Ещё немного подрасти (до 6%) плата может по решению местного муниципалитета»,- говорит депутат.  Если, чтобы свести концы с концами, требуется большее повышение, то разница покрывается из регионального или муниципального бюджета.

Но почти всегда одна проблема  в системе ЖКХ тянет за собой другую. А это снова бесконечные траты, на которые муниципалитеты просто вынуждены идти. Об одном таком примере «с земли» рассказал  заместитель председателя правительства Орловской области по ЖКХ Александр Ремига. «Содержание железа в питьевой воде на Орловщине в 9 раз  превышало норму. Чтобы исправить ситуацию,  мы построили станцию обезжелезивания воды. Но трубы в системе уже настолько забиты железистым осадком, что питьевая вода, которая доходит в квартиры, всё равно пока далека от нормы. Поэтому сегодня ищем инвестиции для замены труб, намерены привлекать деньги по концессионным соглашениям»,- рассказывает чиновник.  Всего же за 14 лет тарифы на коммунальные услуги для населения выросли в 20 раз.

Конечно, с начала двухтысячных выросли и  среднедушевые доходы населения, и всё же статистика свидетельствует, что коммунальные услуги стремительно (в четыре раза) обгоняли средний рост цен в стране.  В результате в семейном бюджете доля затрат на коммуналку выросла за эти годы почти в два раза и  съедает практически все доходы малообеспеченных людей. 

Тарифы — замрите!

«Остановить рост тарифов в принципе реально, поскольку внутренние резервы в системе ЖКХ есть», — считает Павел Качкаев. Но для этого необходимо развязать ряд непростых узлов. Например, разобраться наконец с нормами потребления. Они, во-первых, давно устарели, во-вторых, в различных регионах имеет место занижение или завышение норм. «Поэтому до сих пор не выполнен 261-й закон об установке приборов учёта. Сегодня ими обеспечено только 60 процентов квартир. Прозрачность невыгодна ни собственникам, ни управляющим компаниям», — сетует Качкаев.

Другая проблема — ветхость сетей. На их замену нужны миллиарды. Действует закон о концессионных соглашениях, но пока он смог привлечь в коммунальное хозяйство лишь  180 миллиардов частных инвестиций, а необходимо  500 ежегодно.

Наконец, непрозрачна и бухгалтерия самих управляющих компаний. «Несмотря на введение лицензирования, пока серьёзных изменений на этом рынке нет. Всего две компании за год удалось лишить лицензии через суд за некачественное обслуживание населения», — заметил Качкаев. «Сегодня механизм контроля управляющих компаний работает в основном со стороны граждан, но при этом бездействуют государственные институты контроля. Этим должны заниматься жилинспекции, но реальных полномочий у них для этого нет», — считает Александр Ремига.

«Стабилизировать тарифы можно путём введения прямых договоров  между собственником жилья и поставщиком ресурса. Такие поправки в Жилищный кодекс мы сейчас готовим», — рассказал Качкаев.  Он напомнил, что сегодня все поставщики газа, электричества, воды требуют от управляющих компаний стопроцентную предоплату. И если хоть один жилец потом не заплатит, его долг повисает на балансе управляющей компании. «Заключение прямых договоров с жильцами позволит избежать этого»,- замечает Павел Качкаев, хотя, по его мнению, введение таких договоров — непростой путь. Ведь необходимо будет определиться с тем, какую роль тогда будут играть управляющие компании. Авторы поправок считают, что управляющим компаниям должна быть отведена роль  агента, представляющего интересы жильцов перед поставщиками ресурса.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4667