Через 10 дней россиян ждёт повышение тарифов ЖКХ
Тарифы на газ, воду, электричество увеличатся на 4 %, для Москвы повышение составит 7,5 %
Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются государством. На их сдерживание направлен ряд законопроектов, принятых Госдумой. Настоящим же решением проблемы стала бы окончательная стабилизация цен в системе ЖКХ хотя бы на пять лет. И такое, по мнению экспертов «Парламентской газеты», возможно, если сделать систему ЖКХ по-настоящему эффективной. О том, как этого добиться, шла речь на «круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты».
Рост под контролем
Из-за чего растут цены на тарифы ЖКХ, экономисты перечисляли много раз. «От экономических законов не уйти», — констатирует сенатор от Челябинской области Олег Цепкин. «У поставщиков выросли отпускные цены на газ, уголь, электричество. А дальше по цепочке управляющие компании, чтобы не остаться в убытке, вынуждены поднимать цены», — объясняет он. Влияет на рост цен и состояние самих сетей и коммунального оборудования. Оно плачевное: износ составляет порядка 70 процентов. Но рост тарифов сегодня не может быть бесконтрольным. Об этом напомнил заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. «С 2014 года эта проблема регулируется на законодательном уровне. Теперь индекс роста совокупной платы за ЖКХ установлен в законе. За один раз он не может вырасти больше, чем на 4%. Ещё немного подрасти (до 6%) плата может по решению местного муниципалитета»,- говорит депутат. Если, чтобы свести концы с концами, требуется большее повышение, то разница покрывается из регионального или муниципального бюджета.Но почти всегда одна проблема в системе ЖКХ тянет за собой другую. А это снова бесконечные траты, на которые муниципалитеты просто вынуждены идти. Об одном таком примере «с земли» рассказал заместитель председателя правительства Орловской области по ЖКХ Александр Ремига. «Содержание железа в питьевой воде на Орловщине в 9 раз превышало норму. Чтобы исправить ситуацию, мы построили станцию обезжелезивания воды. Но трубы в системе уже настолько забиты железистым осадком, что питьевая вода, которая доходит в квартиры, всё равно пока далека от нормы. Поэтому сегодня ищем инвестиции для замены труб, намерены привлекать деньги по концессионным соглашениям»,- рассказывает чиновник. Всего же за 14 лет тарифы на коммунальные услуги для населения выросли в 20 раз.
Конечно, с начала двухтысячных выросли и среднедушевые доходы населения, и всё же статистика свидетельствует, что коммунальные услуги стремительно (в четыре раза) обгоняли средний рост цен в стране. В результате в семейном бюджете доля затрат на коммуналку выросла за эти годы почти в два раза и съедает практически все доходы малообеспеченных людей.
Тарифы — замрите!
«Остановить рост тарифов в принципе реально, поскольку внутренние резервы в системе ЖКХ есть», — считает Павел Качкаев. Но для этого необходимо развязать ряд непростых узлов. Например, разобраться наконец с нормами потребления. Они, во-первых, давно устарели, во-вторых, в различных регионах имеет место занижение или завышение норм. «Поэтому до сих пор не выполнен 261-й закон об установке приборов учёта. Сегодня ими обеспечено только 60 процентов квартир. Прозрачность невыгодна ни собственникам, ни управляющим компаниям», — сетует Качкаев.Другая проблема — ветхость сетей. На их замену нужны миллиарды. Действует закон о концессионных соглашениях, но пока он смог привлечь в коммунальное хозяйство лишь 180 миллиардов частных инвестиций, а необходимо 500 ежегодно.
Наконец, непрозрачна и бухгалтерия самих управляющих компаний. «Несмотря на введение лицензирования, пока серьёзных изменений на этом рынке нет. Всего две компании за год удалось лишить лицензии через суд за некачественное обслуживание населения», — заметил Качкаев. «Сегодня механизм контроля управляющих компаний работает в основном со стороны граждан, но при этом бездействуют государственные институты контроля. Этим должны заниматься жилинспекции, но реальных полномочий у них для этого нет», — считает Александр Ремига.
«Стабилизировать тарифы можно путём введения прямых договоров между собственником жилья и поставщиком ресурса. Такие поправки в Жилищный кодекс мы сейчас готовим», — рассказал Качкаев. Он напомнил, что сегодня все поставщики газа, электричества, воды требуют от управляющих компаний стопроцентную предоплату. И если хоть один жилец потом не заплатит, его долг повисает на балансе управляющей компании. «Заключение прямых договоров с жильцами позволит избежать этого»,- замечает Павел Качкаев, хотя, по его мнению, введение таких договоров — непростой путь. Ведь необходимо будет определиться с тем, какую роль тогда будут играть управляющие компании. Авторы поправок считают, что управляющим компаниям должна быть отведена роль агента, представляющего интересы жильцов перед поставщиками ресурса.