Чем провинились особые зоны
Правительству поручено ликвидировать неэффективные ОЭЗ и приостановить формирование новых
Как стало известно «Коммерсанту», президент дал указание Правительству разработать стратегию повышения эффективности особых экономических зон (ОЭЗ), а пока закрыть 10 самых убыточных, остальные же передать в ведение регионов. Это решение было принято по итогам работы Счётной палаты, подсчитавшей, что создание одного рабочего места в такой зоне в среднем обошлось бюджету в 10 миллионов рублей.
Ещё 30 мая глава Счётной палаты Татьяна Голикова, выступая в Совете Федерации на заседании экспертного совета по проблемам федерализма, рассказала о провале федерального центра «в создании институтов и механизмов повышения инвестиционного потенциала регионов». Программы по созданию ОЭЗ, территорий опережающего развития, технопарков разрабатывались без учёта особенностей субъекта, что приводило к бессмысленной трате огромных бюджетных ресурсов.
К примеру, только на создание особых экономических зон, предусматривающих льготное налогообложение и другие преференции для бизнеса, с 2006 года израсходовано в общей сложности 186 миллиардов рублей. Совокупная же налоговая и таможенная отдача от ОЭЗ составила 40 миллиардов рублей. Вместо ожидавшихся 25 тысяч новых, в том числе высокотехнологичных рабочих мест, удалось создать лишь 18 тысяч.
Очистка системы
Очевидно, что в нынешнем виде эта система просто не работает и требует санации, считает заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов.
- Тащить дальше неэффективно функционирующие организации, в условиях нехватки бюджетных ресурсов, нет смысла, — пояснил доктор экономических наук «Парламентской газете».
Российские ОЭЗ подразделяются на промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, а также логистические — «порто-франко», куда входят два морских порта и ульяновский авиационный хаб. Всего 33 кластера.
По словам эксперта, некоторые зоны функционируют вполне успешно и должны быть поддержаны и на будущий период. В частности, это касается промышленно-производственных зон в Татарстане и Липецкой области, отчасти это касается технико-внедренческих зон.
- Действительно, неэффективными, скорее всего, оказались проекты туристско-рекреационного и портового типа, — предположил Владимир Климанов.
Вместе с тем, эксперт подчеркнул, что это не означает сворачивания в будущем всей системы особых экономических зон. «Проект не закрывается, лишь корректируется в той степени, в которой он является неэффективным», — заверил он.
Прецеденты были
Причин неэффективности особых зон может быть много: от бюрократической волокиты управляющей структуры в лице специального федерального агентства до экономической нецелесообразности, когда налоговые и таможенные преференции не могут компенсировать резиденту затраты на открытие бизнеса. Так или иначе, это ведёт к сворачиванию не оправдавшего себя проекта, и такие примеры уже были.
В 2012 году Правительство приняло решение досрочно закрыть особую экономическую зону туристского типа «Куршская коса» в Калининградской области. За всё время её функционирования, а она была создана в 2007 году, не было привлечено ни одного резидента, ни одного рубля частных инвестиций.
С 2014 года Министерство экономического развития предлагает закрыть другого представителя туристско-рекреационного кластера — ОЭЗ «Остров Русский» на Дальнем Востоке. Причина та же — отсутствие инвесторов. При определении границ ОЭЗ не удосужились согласовать с Минобороны России передачу земли из федеральной собственности в собственность Приморского края.
Вместе с тем представители палаты регионов призывают осторожно подходить к выбору претендентов на сокращение.
- К каждой особой экономической зоне нужно подходить индивидуально, рассматривая перспективы её дальнейшего развития, количество ресурсов, которые уже в неё вложены как регионом, так и федеральным центром, — рассказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Щетинин.
Сенатор представляет в палате регионов Алтайский край, где действует особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Это единственный представитель кластера, который с 2007 года принимает туристов. За этот период в горах Алтая отдохнули более 2 миллионов человек.
- Да, резидентов там пока маловато — всего 14, но мы рассчитываем, что когда особые зоны в конце концов передадут субъектам, в которых они расположены, алтайская достопримечательность заработает ещё эффективнее.
Проблема внутренних офшоров
Вопрос передачи управления зонами региональным властям поднимался ещё два года назад. Но механизм до сих пор не отработан.
По словам завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимира Климанова, конструкция взаимоотношений федерального центра и регионов, распределения полномочий между ними до сих пор не определена до конца.
- Зоны создаются в интересах развития пусть и конкретных территорий, но федеральным решением, таков принцип, — поясняет эксперт. — Если регионам предоставить полную свободу в этой сфере, то мы получим внутренние офшоры. Опыт подобных формирований у нас уже был в 1990-е годы. Ряд регионов, таких как Ингушетия, Алтайский край, Бурятия, создали у себя некие зоны, где предоставляли налоговые льготы для новых высокотехнологичных производств. Однако на самом деле туда пришли уже действующие компании, чтобы спрятаться от налогов.
По мнению Владимира Климанова, сейчас конструкция системы ОЭЗ должна быть другой: федеральное решение плюс федеральные интересы, но операционное управление — на регионе. «К такой схеме, видимо, пока оказались не готовы ни федеральный центр, который не понимает, как передать эти полномочия своим субъектам, ни регионы, у которых нет на это свободных денег», — объяснил эксперт причину затянувшегося решения по передаче управляющих полномочий регионам.
Закрывать или не закрывать?
Первый зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов считает, что с закрытием даже самых убыточных особых экономических зон спешить не надо.
- Нельзя подходить односложно к этому процессу, — пояснил сенатор. — Проект особой экономической зоны, как правило, долгоиграющий и требующий немалых средств. Просто закрыть его, когда уже часть денег потрачена, не рентабельно, особенно в условиях кризиса.
Эксперты рекомендуют Правительству перед принятием волевого решения ещё раз просчитать возможные негативные эффекты. Так как впустую потраченные средства на ОЭЗ здесь стоят даже не на первом месте по важности. Хуже всего то, что тем самым мы в очередной, может быть, раз продемонстрируем непостоянство федеральной политики. Потенциальный инвестор, который хотел бы стать резидентом какой-либо открывающейся зоны, теперь надолго задумается.