Меценаты могут получить налоговые льготы
Госдума рассмотрит соответствующий законопроект в среду, 23 марта
Вложение денег в культуру, если они есть, — правильно и престижно. Помимо того, что ты совершаешь благое дело, ещё и поднимаешься в глазах собственных и окружающих. В России традиции меценатства сложились ещё в XIX веке, когда всякий уважающий себя крупный промышленник считал делом чести поддержать деятелей культуры и искусства. И например, неизвестно, смог бы Карл Брюллов создать свой главный шедевр — знаменитую картину «Последний день Помпеи», если бы не Анатолий Демидов — представитель известной династии меценатов.
Делай добро и тебе воздастся
Помочь современным благотворителям взялись парламентарии. Законопроект о налоговых льготах на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций тем, кто оказал финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры, завтра в первом чтении рассмотрит Госдума. Документ был внесён на рассмотрение палаты группой парламентариев во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным.Суть в том, что пожертвования на культуру могут дать право на налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере до 30% от суммы дохода, если пожертвование получает государственная или муниципальная организация культуры. Законопроект также предусматривает включение в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль расходы в виде пожертвований, направленных организацией в адрес государственных и муниципальных учреждений культуры. Норма распространяется и на некоммерческие организации в случае расходов на формирование целевого капитала для поддержки учреждений культуры.
Сейчас благотворительные взносы расцениваются как коммерческая деятельность и облагаются налогами: 18% — НДС и 24% — налог на прибыль. Последний выглядит уж совсем абсурдно, потому что никакой выгоды, кроме статусной, эти вложения меценатам не приносят. Неудивительно, что тех, кто поддерживает рублём музеи и театры, не так уж и много. Тем не менее в России даже государственные культурные учреждения не обходятся без финансирования со стороны. По разным оценкам, доля спонсоров составляет от 30 до 80%. Но эта доля касается лишь самых крупных музеев и театров. Кстати, даже бюджет Большого театра примерно на 10% состоит из спонсорских взносов. А это примерно 20 миллионов рублей в год. Однако многим культурным учреждениям с трудом удаётся добывать деньги, хотя в последние годы государство всячески их к этому подталкивает. Для сравнения: власти США в сферу культуры вкладывают по минимуму. Однако там есть спонсоры, которые отдают приличные суммы, не облагаемые налогом. В Европе культура под патронатом бизнеса — тоже нормальное явление. На деньги частных спонсоров существуют около 30% европейских культурных заведений.
«Реализация законопроекта позволит без дополнительного бюджетного финансирования сохранить сложившуюся сеть государственных и муниципальных организаций культуры, создать условия для их развития, а также усилить роль музеев, библиотек, архивов, театров, филармоний, концертных залов, домов культуры в деле исторического и культурного просвещения и воспитания граждан», — сказано в пояснительной записке к законопроекту. Напомним, что непосредственно Закон «О меценатской деятельности в РФ» был подписан президентом в ноябре 2014 года.
Первый зампред ответственного за документ Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский рассказал «Парламентской газете» о своём отношении к нынешней инициативе: «Льготы нужны, но их размер ещё нужно обговаривать, мы это сделаем ко второму чтению, если законопроект будет принят в первом». Депутат полагает, что саму идею, конечно, нужно поддерживать, но то, насколько текст законопроекта соответствует окончательной идее его авторов, надо будет обсудить.
Заглянем в душу к меценату
Символ меценатства — приближённый императора Августа, древнеримский государственный деятель Гай Цильний Меценат, который покровительствовал лучшим поэтам своего времени — Горацию, Вергилию, Проперцию. На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности. То есть меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством. Оно лежит в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько той общественной роли, которую он играет или когда-то играл.Один из крупных российских меценатов, состоящий в Обществе друзей Третьяковской галереи Иван Кардашиди уверен, что реклама своей деятельности — это дурной тон и потому стесняется о ней лишний раз беседовать. В этом он признался «Парламентской газете»: «Мои домочадцы не знают и десятой части тех меценатских дел, которые я творю. Зарабатывать на благотворительности или получить часть потраченных денег назад я никогда не пытался». Меценат высказал недоумение по поводу того, как можно отчасти продавать добро. По мнению Кардашиди, налоговые преференции не должны стимулировать людей заниматься меценатством, то есть в этой области взаимовыгодного сотрудничества государства и частника быть не может.
США и Европа — в авангарде
В США и странах Европы, где меценатам предоставлены значительные налоговые льготы, государству это выгодно. Во Франции действует налоговая система, предусматривающая уменьшение на 60% налогов предприятий в случае оказания ими меценатской помощи, в Германии — на 33%. В Венгрии разрешено направлять предпринимателям до 70% прибыли на поддержку культуры, а в Греции — до 30%. Во всех развитых странах институт меценатства постоянно поддерживается и неизменно развивается. Быть меценатом почётно и при этом степень уважения не зависит от перечисленной суммы. В Швеции ежегодно проходит церемония «Меценат года», в Канаде деяния меценатов увековечивают в памятных досках и почётных списках.В США для получения налоговой льготы требуется тщательное изучение реальной рыночной стоимости произведения. Для пожертвований на сумму свыше 5 тысяч долларов нужна профессиональная оценка стоимости квалифицированным специалистом. Величина льготы зависит от двух факторов. Первый — «формат» владения искусством. Если оно в собственности более одного года, то квалифицируется как капитальный актив, является «предметом коллекционирования», и льгота в этом случае больше. Если создано дарителем, хранилось как товарно-материальная ценность у арт-дилера или им владели менее одного года до времени пожертвования — меньше. Второй фактор — статус организации, получающей дар. Если это публичная организация или благотворительный фонд, льгота будет выше, а если частный закрытый фонд — льгота сокращается.